Формально в Россию можно ввести любую подержанную иномарку, если она отвечает экологическим стандартам Euro3 и выше. Однако растаможка б/у в скором времени может всерьез застопориться и подорожать: на днях депутаты внесли на рассмотрение в Госдуму проект изменений в закон «О безопасности дорожного движения».
Согласно документу, требования к техническому состоянию новых автомобилей, ввезенных и произведенных в России, будут также применяться и к машинам с пробегом.
С 1995 года закон «О безопасности дорожного движения» действует в комплексе с целым сводом государственных стандартов (ГОСТов), необходимых для сертификации машин на территории РФ. Во время этой процедуры проверяется соответствие требованиям тормозной системы, обзорности, расположения органов управления, светотехники и многое другое. Всего к легковушкам применяется 57 ГОСТов. Однако в разработке находится технический регламент, объединяющий все эти требования.
При этом к подержанным машинам будут применять не все нормы, а лишь урезанный список требований. «Если новые машины должны отвечать десяткам требований, то подержанной машине достаточно будет соответствовать 12–13 стандартам», — пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Больше всего претензий к импортным машинам, по мнению специалиста, будет по светотехнике.
«Автомобили, которые везут из США, часто оборудуются красными фонарями, а настройки фар у «японок» такие, что ночью свет слепит водителей из встречного потока», — заметил он.
Согласно пояснительной записке к проекту, в бэушных машинах будут проверять конструкцию кузова и кабины, ремни безопасности, тормоза, освещение, шум и даже климатические нормы. При этом, поскольку российские требования к техническим характеристикам автомобилей очень близки к европейским, проверке подвергнутся в первую очередь машины из Японии, США и Китая.
«Закон направлен против «серого» импорта в Россию, поэтому законодатели и взялись за подержанные машины. Дело в том, что многие «серые» импортеры, чтобы избежать сложностей на таможне, под видом б/у ввозят практически новые машины. Для этого реализуется следующая схема: новую машину ставят на учет в стране производителе, проезжают на ней 100 км и ввозят уже как подержанную», — рассказал Коровкин.
По мнению правозащитников, новый закон может отрезать путь машинам с правым рулем.
Хотя сейчас идет речь о введении лишь ограниченного списка требований к машинам с пробегом, в ходе принятия закона число норм может быть расширено. Например, как и для новых машин, может быть запрещен ввоз бэушек с правым рулем. Современные и технологичные автомобили из Японии, на которых ездят 95% автомобилистов Приморья, составляют жесткую конкуренцию машинам, собранным в России. Законодатели и лоббисты российской сборки давно уже говорят о запрете правого руля, ссылаясь на повышенную опасность движения на таких машинах в потоке. При этом специалисты утверждают, что вина в высокой аварийности праворульных не доказана.
«Отечественные «Жигули» куда опаснее, чем японская машина, а стоят столько же. Конечно, конкурировать с иномаркой российская машина не в силах. Отсюда и появляются такие поправки», — убежден лидер движения «Свобода выбора», защитник правого руля Вячеслав Лысаков.
Если новую инициативу депутатов утвердят — это неизбежно приведет к удорожанию машин на вторичном рынке, убеждены эксперты.
По словам кандидата технических наук НИИ автотранспорта Сергея Мороза, новый закон «оставляет большой простор для коррупции». «В России нет необходимого оборудования, специалистов и даже площадок для того, чтобы проводить сертификационные испытания. Даже регламент до сих пор не создан. В таких условиях затормозить можно будет практически любой автомобиль, который окажется неугодным», — предсказывает Мороз. По его словам, для того чтобы получить документ соответствия, нужно будет за него заплатить, а какую таможенники установят цену, решать только им самим.