Российский миллиардер Олег Дерипаска, которому принадлежит холдинг «Русские машины» (включает «Группу ГАЗ»), вышел из состава акционеров канадской компании-производителя автокомпонентов Magna, говорится в официальном сообщении Magna. Бизнесмен избавился от акций канадского предприятия, одного из крупнейших в мире поставщиков деталей для автомобилей, с которым российский ГАЗ связывал целый ряд крупных проектов.
Дерипаска передал 20 млн голосующих акций канадской компании в банк, который финансировал их приобретение.
Год назад структуры Дерипаски взяли 877 млн долларов у французского банка BNP Paribas в качестве двухлетнего кредита на покупку доли в канадской компании.
«Сотрудничество ОАО «Русские машины» с компанией Magna по развитию автокомпонентного бизнеса в России и другие проекты будут продолжаться», — говорится в заявлении компании «Базовый элемент» (материнская компания «Русских машин»). Похожую позицию озвучили и в канадской Magna. «Наш стратегический альянс с «Русскими машинами» позволил нам существенно увеличить присутствие на российском рынке, — заметил руководитель Magna International Зигфрид Вульф. — У нас хорошие рабочие отношения с Олегом Дерипаской, «Базовым элементом», «Русскими машинами» и «Группой ГАЗ». Убеждены, российский рынок по-прежнему представляет хорошие возможности для нашей компании, а потому мы рассчитываем продолжать развивать наши совместные проекты».
Канадцы планируют организовать сразу несколько СП по производству компонентов на мощностях ГАЗа в Нижнем Новгороде.
В «Базэле» объяснили выход из Magna мировым кризисом: «Компания приняла решение о выходе ОАО «Русские машины» из участия в акционерном капитале компании Magna в связи с текущим мировым финансовым кризисом». Никаких разъяснений, как именно кризис повлиял на судьбу альянса, не уточняется.
Между тем, эксперты отмечают, необходимость продать акции Magna связана с трудностями, которые начались у Дерипаски намного раньше, а средства понадобились, чтобы расплатиться с долгами, которые нависли над олигархом. У главного актива Олега Дерипаски алюминиевого гиганта «Русала» проблемы начались полгода назад с покупкой блок-пакета «Норникеля» у Михаила Прохорова. Тогда за 25% +1 акция никелевой компании «алюминщики» отдали 14% своих акций и денежные средства (по разным оценкам, $6–7 млрд). «Русалу» даже пришлось привлечь для покупки этого актива кредит на $4,5 млрд. С тех пор в компании началась повсеместная экономия: вдвое были снижены административные расходы. Ситуацию усугубил финансовый кризис и отсутствие на рынке свободных средств для рефинансирования долгов, а также резкое падение капитализации «Норникеля».
«Сейчас общий долг «Русала» составляет около $9 млрд, а уже в декабре компании предстоит выплатить $1 млрд 200 тыс. по синдицированному кредиту, — отмечает эксперт «Уралсиба» Николай Сосновский.
— Показатель долговой нагрузки у алюминиевой компании значительно хуже, чем у других отечественных металлургов». Не стоит «алюминщикам» рассчитывать и на значительные дивиденды на акции купленного ими «Норникеля». Дело в том, никелевая компания сейчас фактически контролируется другим акционером- конкурентом «Русала» Владимиром Потаниным, который предпочел направить свободные средства на обратный выкуп акций с рынка и увеличение своей доли в ГМК, а не на выплату дивидендов. Именно с финансовыми проблемами «Русала» эксперты связывают в первую очередь продажу Дерипаской своих активов.