Идею вешать номерные знаки на велосипеды и регистрировать их как транспортные средства в Госавтоинспекции предложил во вторник глава МВД Рашид Нургалиев на открытии нового здания отдела ГИБДД в подмосковной Дубне, рассказали «Газете.Ru» в ГАИ России.
Впрочем, даже сами сотрудники ГИБДД не верят в то, что регистрация велосипедов может как-то положительно повлиять на ситуацию на дорогах.
«У нас есть проблемы куда посерьезнее, чем велосипедисты», — заметил начальник пресс-службы ГАИ России Владимир Шевченко.
Глава МВД ссылался на зарубежный опыт. «В европейских странах вы можете взять велосипед напрокат. Многие из них, я видел, имеют идентификационные номера, так что они, наверное, тоже помещены в полицейские базы данных. Поэтому, может, и нам придется», — пояснил он. «Европейский опыт у нас перенимают очень избирательно. Вместо того чтобы построить дорожки для велосипедистов, которые очень широко используются в европейских странах, у нас придумывают, как бы еще осложнить людям жизнь», — возражает президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
По мнению правозащитника, регистрация велосипедов – это всего лишь еще одна форма поборов населения.
Оценить хотя бы приблизительный объем рынка продаж велосипедов в России очень трудно, потому что ни одна компания не занимается независимой аналитикой этого рынка. По данным Велотранспортного союза, ежегодно только в Москве продается около 1 млн велосипедов. При средней рыночной стоимости одного велосипеда в $150–200 очень приблизительно этот рынок можно оценивать в $150–200 млн для московского региона. Даже если стоимость регистрации велосипеда в ГИБДД будет минимальной и составит 100 рублей, все равно, предварительно, нововведение принесет в государственную казну минимум 100 млн рублей.
Впрочем, регистрировать велосипеды практически невозможно, замечает Травин. «Во-первых, это потребует пересмотра всего Кодекса об административных нарушениях. А во-вторых, не представляю себе сцену, как сотрудники ГАИ будут гнаться за пятнадцатилетним мальчуганом на велосипеде без номерного знака», — говорит правозащитник.
Инициатива систематизировать велосипедистов – уже не первая попытка взяться за других участников движения помимо автомобилистов. В середине мая в Госдуму был внесен на рассмотрение законопроект о введении прав на мопеды и ограничении минимального для управления возраста до 16 лет. Заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин считает, что экзамены на получение прав водителями мопедов снизят высокую аварийность этого транспорта и сохранят многим людям жизнь.