Прошла неделя с момента введения на дорогах России видеоконтроля за водителями. По данным ГАИ, только с нуля часов 1 июля по 12.00 того же дня камеры Москвы и Подмосковья выявили около 2,5 тысяч нарушений правил дорожного движения (ПДД). «Кроме этих регионов пока камеры работают еще в Краснодарском крае», — пояснили «Газете.Ru» в ГАИ России. В городе Краснодаре за всю неделю зафиксировали всего 344 нарушения, в основном скоростного режима. В остальных регионах видеонаблюдение еще не работает, местами камеры установлены, но они не подключены к базе данных, которая должна определять владельцев автомобилей.
«Там, где камеры работают, протоколы за зафиксированные нарушения уже направляются водителям», — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь ГИБДД России Алена Ярошенко.
– Пока письма еще не дошли до владельцев автомобилей». По словам инспектора, видеоаппаратура фотографирует даже грязные номера и в ночное время суток. «Современная электроника позволяет это делать и даже параллельно проверять автомобиль на угон, — рассказала Ярошенко. – Затем информация поступает в региональные управления ГАИ на распечатку, в итоге получается лист с фотографией машины, в котором прописана соответствующая статья Административного кодекса (КоАП) и данные владельца автомобиля». Специально обученные сотрудники ГАИ запечатывают такие листки в конверты и отправляют по почте владельцам заказным письмом. Ранее глава ГАИ России Виктор Кирьянов уверял, что в среднем письма будут идти в течение 10 дней в зависимости от места жительства владельца автомобиля.
По закону, у автомобилиста есть 10 дней на то, чтобы обжаловать решение ГАИ, например, если правила нарушил не хозяин машины, а тот, кто ездил на ней по доверенности, и 30 дней на то, чтобы его оплатить.
Отсчет сроков начинается с того момента, когда почтальон под расписку передаст заказное письмо владельцу машины.
Водителей пока не информируют о работающих камерах специальные знаки, но ГАИ уже рассекретила примерные точки расположения видеоустройств. В Москве они следят за движением на Сущевском валу в районе съезда с Третьего транспортного кольца (ТТК), а также у Лефортовского тоннеля и на Садовом кольце в районе Садовой-Каретной улицы.
В области автоматы работают на Ярославском, Дмитровском, Горьковском и Ленинградском шоссе. Видеокамеры фиксируют проезд на красный свет светофора, пресечение двух сплошных и превышение скорости. По словам гаишников, за скорость будут наказывать только после превышения разрешенного режима на 40 км/ч и более. И если статья КоАП предусматривает «ценовую вилку» по штрафу, то будет выписан минимальный штраф. В случае если водитель пересечет две сплошные для обгона автомобильного потока, его не будут лишать прав письмом. На основании фотоматериалов его дело передадут в мировой суд.
В целом, в ГИБДД оптимистично оценивают первые результаты работы камер.
«У нас пока работает пять камер в городе, но водители стали более дисциплинированы и меньше нарушают», — сообщили «Газете.Ru» в ГИБДД Краснодарского края.
Однако правозащитники уверены, что нововведение уже к осени обернется бюрократическим коллапсом для самого ГАИ. «В ближайшее время ГИБДД просто захлебнется от потока нарушений, которые нужно будет паковать в конверты и посылать», — говорит президент Коллегии паровой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Потом отделения наполнятся очередями владельцев автомобилей, которые будут доказывать, что это не они нарушили ПДД». Также, по мнению правозащитника, скоро те, кто привык ездить с «ксивами», да и сами гаишники на собственных машинах скоро начнут получать штрафы беспристрастных камер. Это вызовет у них недовольство, и они будут давить на ГАИ. Дополнительно возникнут аварии из-за разной скорости водителей на дороге. «Один автомобилист будет ехать 60 км/ч, а другой — 100 с лишним», — поясняет Травин.
«К тому же водителей не предупреждают о видеонаблюдении, а это могло лучше незаметной камеры предостеречь их от нарушений», — говорит лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. Собеседник уверен, что желаемое улучшение культуры вождения придет только после реформы ГИБДД. «В Южной Корее только после создания дорожной полиции изменилась катастрофическая ситуация на дорогах, — комментирует Похмелкин. – В России инспекторы только и могут стоять в засадах, а предупреждать нарушения и аварии – не могут».