Популярность внедорожников в России продолжает стремительно расти. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2008 году наша страна стала лидером в Европе по продажам в этом сегменте. Резкий рост цен на бензин, во всем мире спровоцировавший сильнейший кризис продаж неэкономичных машин, не стал помехой для отечественных автомобилистов. Продажи росли как среди полноразмерных моделей, так и среди компактных кроссоверов. На долю последних пришлось примерно две трети от общего объема продаж машин с полным приводом, отмечают аналитики.
За четыре года доля внедорожников на отечественном рынке выросла с 10% до 17%. По этому показателю Россия опережает не только Европу, но и Азию.
Как и в прошлом году, внедорожники остаются самым быстрорастущим автомобильным сегментом в стране. В 2007 году их было продано примерно 400 тыс. штук, столько же, сколько в Германии и Франции, вместе взятых.
Лидером по популярности в России стала американо-российская модель Chevrolet Niva. Главное рыночное преимущество машины — относительно невысокая стоимость. Впрочем, начиная с 1 июля, автомобиль вырос в цене: новые расценки на Chevrolet Niva составили от 372 до 436 тыс. руб. в зависимости от комплектации.
Остальные модели, попавшие в пятерку бестселлеров, оказались японскими: Nissan Qashqai и X-Trail, Toyota RAV4 и Honda CR-V. Очереди на Qashqai придется ждать около года, несмотря на то, что модель начала продаваться уже около полутора лет назад. X-Trail уверенно набирает популярность за счет выхода на рынок модели 2008 года. А у CR-V наблюдается потрясающая динамика прироста продаж в отношении к прошлому году — 400%, это в десять раз больше, чем общий показатель по России в целом. При этом пятерку лидеров впервые в своей истории покинула отечественная «Нива», та, которую «АвтоВАЗ» выпускает самостоятельно уже более 30 лет. До сих пор эта модель всегда присутствовала в списке самых покупаемых.
По мнению экспертов, чрезвычайная преданность россиян к внедорожникам связана с менталитетом отечественных водителей.
«Речь идет о психологическом факторе. Внедорожники традиционно воспринимаются как престижные автомобили, что создает спрос на них со стороны армии менеджеров, желающих подчеркнуть свой статус, — убежден аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов. — Одновременно цены на такие автомобили не столь высоки, автокредиты доступны, а транспортный налог пока еще не слишком высокий. Кроме того, стоит учитывать политику производителей, многие из которых в своей рекламе делают акцент именно на внедорожники». Высокий уровень продаж полноприводных автомобилей эксперты также объясняют чрезвычайно плохим состоянием дорожного покрытия. По прогнозу специалистов агентства «Автостат», в течение года быстрый рост сегмента SUV продолжится, а всего в 2008 году россияне приобретут порядка 600 тыс. новых внедорожников.