С 1 июля в России нарушения ПДД начнут снимать на камеры, а квитанции на штрафы высылать по почте владельцам машин. Как рассказал руководитель ГАИ Московской области Сергей Сергеев, первые камеры к началу следующего месяца установят в Подмосковье, на Дмитровском, Минском шоссе и на трассе Москва — Нижний Новгород. Сколько всего установят камер в области — в ГАИ не уточняют. Известно только, что до конца года на оборудование дорог выделено 400 млн рублей. Всего же в стране должны установить около 10 тыс. камер с оборудованием на сумму 3,1 млрд рублей. Эти деньги были выделены еще два года назад из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения на 2006—2012 год. Предполагается, что снимать будут самые опасные участки дорог, где происходит больше всего аварий.
ГАИ России объясняют, что с камерами и аварий станет меньше, и коррупции. По данным главы ГАИ России Виктора Кирьянова, в 2007 году было выписано около 50 млн штрафов.
С помощью камер, надеются генералы, оштрафованных станет больше. «Сложная аппаратура сможет фиксировать почти все виды нарушений правил дорожного движения — от проезда на красный свет и выезда на встречку до превышения скорости. Только пьяных за рулем новые датчики отслеживать не смогут», — пояснил заместитель руководителя ГАИ России Владимир Кузин. По его словам, скрыться от датчиков будет сложнее, чем от глаз гаишников.
Информация о нарушениях будет обрабатываться в автоматическом режиме, и теперь решать, наказывать водителя или нет, будет не гаишник, а специальная система. Протокол с фотографией нарушения будут отправлять по почте заказным письмом владельцу машины. Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), вступающим в силу с 1 июля, «к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств». (Статья 2.6.1.)
Оплата всех нарушений, которые совершили на автомобиле, как и оплата транспортного налога, теперь полностью ложится на того, за кем зарегистрирован автомобиль.
Впрочем, у хозяев машин есть шанс избежать несправедливого наказания, и эта возможность прописана в КоАпе. Согласно статье 2.6.2, если хозяин сможет доказать, что его не было в стране на момент совершения нарушения, или он продал машину, или она была украдена, ответственность с него будет снята. Таким образом, презумпция невиновности на автомобилистов распространятся не будет, о чем есть примечание к статье 1.4 кодекса.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, знакомый с внутренними инструкциями ГАИ, пояснил «Газете.Ru», что лишать прав по фотографии водителей точно не будут. «Если законом за серьезное нарушение одновременно предусмотрен штраф и лишение прав, то водителя ожидает только штраф, причем самый минимальный из возможного, — говорит Травин. — Если статья предусматривает, только лишение, то водителю ничего не сделают».
Сложнее всего для гаишников будет доказать виновность водителей, работающих на автомобиле организации. Инспекторы сами должны будут посылать запрос в фирму, для того чтобы сообщили, какой именно из допущенных к управлению водителей совершил нарушение. «Руководитель предприятия может ответить на это отказом, и ничего ему не сделают, так как закон не предусматривает за это ответственности», — пояснил он.
При этом говорить о снижении коррупции на дорогах, которую обещало руководство ГАИ, пока не приходится: с введением камер наряды ДПС никуда не денутся, а численный состав подразделений не будет сокращен. Каждая патрульная машина будет оснащена небольшими камерами и ноутбуками, а гаишники по-прежнему смогут выписывать протоколы.
Травин убежден, что современная техника не сможет дисциплинировать российских водителей.
«Поначалу нововведение заставит водителей вести себя более цивилизованно на дорогах. Однако позже автомобилисты будут поступать, как делают водители Китая, которые заляпывают номерной знак грязью, — считает правозащитник. – Кроме того, в том же Китае сейчас появился прибор, который может «ослеплять» подобные камеры. Следовательно, скоро этот прибор появится повсеместно».
Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин не разделяет скепсиса Травина, но он уверен, что в ГАИ будут выписывать штрафы избирательно. «Сейчас инспектор составляет протокол и мимо него проезжают десятки других нарушителей. Что же будет, когда камера зафиксирует целый автомобильный поток, двигающийся со скоростью 120 км/ч?» — пояснил свою позицию Похмелкин.