В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий введение водительских прав для обладателей мопедов и скутеров. Инициатором закона стали депутаты краснодарского законодательного собрания. Парламентарии Кубани предлагают внести изменения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и прописать в ней, что управлять мопедом должен человек, достигший 16-летнего возраста и получивший водительское удостоверение.
Сейчас управлять транспортным средством с объемом двигателя до 49 см куб. включительно можно с 14 лет, причем права не требуются. Водитель обязан носить шлем, но какой именно, закон не предусматривает.
Мопеды с 49-кубовым мотором не должны, согласно техпаспорту, превышать скорость в 45 км/ч, однако в магазинах можно встретить экземпляры, сохраняющие требуемый объем, но разгоняющиеся до 120 км/ч.
Депутаты от Краснодарского края уверены, что такие правила недопустимы в условиях современного движения. По данным парламентариев, в прошедшем году только на территории Кубани произошло 637 аварий по вине велосипедистов и обладателей мопедов, что привело к гибели 63-х человек, а еще 700 были ранены. Эти цифры на 39% выше аналогичных показателей 2006 года, сообщает РИА «Новости».
«В соответствии с правилами дорожного движения, такие транспортные средства, как мопеды, не нужно регистрировать, а управлять ими можно без получения водительских прав, то есть фактически не зная правил», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. По словам законодателей, дополнительным поводом для введения ограничений на мопеды служит отсутствие ответственности за нарушение ПДД водителями мопедов.
В Госдуме уверены, что законопроект пройдет все стадии и будет принят. «Этот закон необходим.
Посмотрите, ведь многие ездят пьяные, кроме того, человек с серьезными психическими отклонениями может водить мопед, и никакого контроля над этим нет», — считает депутат Госдумы единоросс Александр Гуров.
Он уверен, что закон не ограничивает права человека, а, наоборот, защищает жизнь и здоровье людей.
Схожей позиции придерживаются и в ГИБДД. «Этот вопрос давно обсуждается, но его сложно регулировать, потому что на мопеды практически не выдается документация, — говорит Владимир Кузин, заместитель начальника ГИБДД России. – Мопеды не регистрируются в ГАИ, соответственно, права на них не выдаются, при этом люди, не знакомые с правилами дорожного движения, выезжают на дороги общего пользования». По словам Кузина, на дороге мопеды и скутеры плохо видно, по статистике они часто становятся участниками ДТП. Милиционер уверен, что экзамены на получение прав снизят высокую аварийность этого транспорта и сохранят многим людям жизнь.
Продавцы скутеров и мопедов кисло отреагировали на думскую инициативу. «Все равно ничего не изменится, все будет так же, как с горбачевским сухим законом, — предрек один из руководителей магазина, реализующего мототехнику. – В очередной раз государство применяет к гражданам репрессивные меры, но из этого ничего не выйдет, люди и сейчас ездят без прав на более мощных мопедах».
По словам продавца, нововведение только добавит лишний источник доходов для недобросовестных инспекторов ГАИ.
«Я согласен, что должно быть ограничение по возрасту, скажем, 16 лет, но права для мотороллеров — это лишнее, — сообщил представитель интернет-магазина ymoto.ru Алексей Чулпак. – Мопеды используют на даче и в деревнях, где слабое автомобильное движение, либо его нет вовсе». По его мнению, введение закона понизит продажи мопедов и скутеров в среднем на 60%, именно такая доля в продажах приходится на людей в возрасте до 18 лет.