Центр Москвы закроют от неэкологичных автомобилей ниже «Евро-2», сообщили «Газете.Ru» в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды. Соответствующий проект должен избавить центр от пробок и улучшить экологию города. Если нововведение будет реализовано, доступ в переделы Садового кольца окажется закрытым для большинства отечественных автомобилей и для подержанных иномарок. «На сегодня в центре города экологическая ситуация наиболее сложная. Проект ограничений движения в пределах Садового кольца находится на стадии разработки. Многих деталей еще нет», — рассказала сотрудник департамента Ирина Брайнина. Однако, по ее словам, будет использован опыт тех стран, где похожие схемы уже действуют.
Для распознавания экологического стандарта автомобиля будут устанавливать специальные микрочипы, информацию с которых будут считывать камеры на въездах в центр. Если в центр проедет автомобиль, не соответствующий «Евро-2», сообщение об этом будет передано сотрудникам госавтоинспекции, которые должны остановить автомобиль или направить его владельцу штраф по почте. «Возможно, для сертификации машин и установки чипов будет создана самостоятельная организация», — замечает Брайнина.
Однако кто будет оплачивать установку чипов, городской бюджет или сами водители, в департаменте пока не решили.
Также пока не известно, как скоро новая схема организации движения в центре может начать действовать. «В этом году проект не будет реализован. Для того, чтобы просто оборудовать все въезды в центр города камерами, нужно много времени», — поясняет Брайнина.
Независимые эксперты считают, что в ближайшие три года чипы внедрены не будут. «Для того, чтобы инициатива чиновников начала действовать, нужно не меньше трех лет», — уверен начальник отдела организации дорожного движения НИиПИ Генплана города Москвы Игорь Бахирев. По его словам, в этом проекте существует сразу несколько технических и организационных трудностей. «В центре уже сегодня установлено достаточно много камер. Однако этого недостаточно. Необходимо программное обеспечение, которое позволит обрабатывать полученные с них данные. Нужен центр, куда будет стекаться информация», — говорит Бахирев. Также потребуются корректировки в существующем законодательстве. Непонятно, по какой статье будут штрафовать водителей. «При этом ответственность за нарушение опять же ляжет на владельца машины, даже если по доверенности им управляет кто-то другой,» — уточняет он.
Однако самым сложным моментом эксперт считает сами чипы: «Для того, чтобы система действовала, чипы должны быть такими, чтобы ими нельзя было обмениваться.
Устанавливать их можно будет только во время технического осмотра – то есть после того, как специалисты смогут убедиться, что автомобиль не на бумаге, а на практике соответствует экологическим стандартам». По мнению Бахирева, так как новые автомобили получают талон ТО сразу на несколько лет, раньше чем через 3 года с момента появления чипов вводить такое новшество не удастся. «Только постепенное введение системы позволит избежать ажиотажа со стороны нескольких миллионов автомобилистов, которые ездят по городу».
Организовать автопарк Москвы, который насчитывает более 3,5 млн. машин, может оказаться слишком сложной задачей, считают эксперты. При этом правозащитники убеждены, нововведение не приведет к улучшению экологии города. «То, как вводится эта мера, не выдерживает никакой критики. Все решения очень фрагментарны и непродуманны, – отмечает лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – В тот момент, кода несколько миллионов автомобилистов должны будут оставить свои машины при въезде в центр, выяснится, что парковок в Москве категорически не хватает. У нас их всего 125 на 4 тыс. мест, а этого совершенно не достаточно». Люди будут кружить в окрестностях центра в поисках парковочного места или занимать места во дворах и на обочинах. В итоге это только ухудшит экологическую обстановку в городе.
Другая проблема – низкое качество общественного транспорта, на который должны будут пересаживаться автомобилисты, которые окажутся «выдворены» из центра.
При этом будут ущемлены права самой необеспеченной части автомобилистов. «Чиновники на своих дорогих иномарках смогут колесить по центру, в то время как водители старых иномарок и отечественных машин должны будут толпиться в трамваях и автобусах», — замечает он.
Еще более негативно относительно инициативы московских чиновников высказался лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Такая форма запретов противоречит Конституции. Если автомобиль был допущен к эксплуатации, прошел техосмотр, оснований ограничивать его передвижения по городу нет», — заметил он. По мнению Похмелкина, если автомобиль недостаточно экологичен, он не должен ездить ни в центре, ни в других районах и городах.