Wanderer в переводе с английского: странник, скиталец без лица, вне времен, вне пространств. Кстати, образ из романтической европейской поэзии. Если без романтики, то биография Wanderer вполне земная. Фирма Winklhofer & Jaenicke основана в 1896 г. двумя предпринимателями в городе Хемнице (Саксония). С 1902 г. выпускает мотоциклы, с 1903 г. пробует себя в автомобилях. В 1911 г. обретает красивое экспортное имя «Странник».
Эти маленькие юркие авто были весьма популярны в Германии, и все бы хорошо, да кайзер ввязался в войну.
В 1926 г., когда Германия наконец оправилась от поражения в Первой мировой и серии политических и экономических кризисов, фирма выводит на рынок Typ 10, продвинутое авто, сконструированное по последнему слову техники. Автомобиль принес успех громкий, и во многом в силу отменного качества сборки. Детали делались на старом заводе в Хемнице, а собирались на новом в пригороде Зигмаре. Интересная деталь: производство было организовано так, что детали, доставленные по железной дороге, из вагона попадали прямо в сборочный цех.
На фирме все было точно: в день делалось ровно 25 комплектов ровно под производство 25 машин в день, на которые был заточен завод. Все работало как швейцарские часы (позже двигателями Wanderer будут экипироваться швейцарские авто марки Martini).
Правда, качество делало «странников» дорогой игрушкой, так что экономический кризис 1929 г. поглумился над фирмой сразу же.
Ее хозяин Dresdner bank сбыл завод мотоциклов конкурентам, а автопредприятие вскоре перешло новому альянсу Auto Union. Его тоже сформировал банк, но на этот раз банк земли Саксония, овладевший 80% акций. Auto-Union был сформирован на базе DKW, но в результате всех ухищрений вскоре превратился в реальный альянс, давший жизнь всем четырем маркам. Audi — гоночно-переднеприводной, Horch — массивно-дорогой, DKW — массово-двухтактной, Wanderer — изящно-продвинутой.
Четыре марки — четыре переплетенных кольца.
Эмблема идеально передала круговорот технологий и триумфов, происходивший в переплетении четырех оригинальных источников. На триумфальных для машин альянса гонках тридцатых они выступали под единым брендом Auto-Union — все разумно. Тем более что к работе над двигателями подключился Фердинанд Порше, так что тот же Wanderer по части моторов сохранил не только продвинутость, но и качество. А главное, в Германии тридцатых нарисовался соответствующий покупатель —
охочая до технологичности белокурая бестия, посаженная рейхом на обильный хлебный госпаек.
Наиболее яркие «странники» тридцатых легко узнавались в общегерманской автомассе. Радиатор в виде вертикальных стоек, характерный жесткий кузов-кабриолет, иногда двухцветный, с цельными стойками дверей и складывающимся матерчатым верхом — W23, W26, W52. Эти авто имели 6-цилиндровый 2,6-литровый двигатель в 62 л. с., весили до полутора тонн и имели длину в 4,6–4,8 метров.
Они выпускались и в закрытом виде, но с открытыми кузовами были, конечно, виднее. В производстве долго оставался и оборудованный 4-цилиндровым двигателем W24, узнаваемый по радиатору в виде рыцарского щита с вертикальными полосками. Двухдверный седан W240 1935 года можно было узнать по рисунку радиатора в виде перевернутой елочки. Двери у всех моделей открывались вперед.
Пока авто не начали мобилизовать в армию, этими машинами широко экипировался германский средний класс. Гражданское производство на Wanderer закончилось к 1941 году. Военное производство было отмечено кровавым пятном:
для обслуживания завода в Зигмаре появился филиал одного из концлагерей.
Так было на многих германских предприятиях.
Причем в базовом концлагере нашли смерть не только представители «низшей расы», но и «истинные арийцы», как, например, экс-шеф абвера адмирал Канарис.
Ещё до окончания войны завод в Зигмаре был разрушен бомбардировками, а в 1945 г. вместе со всеми предприятиями Auto-Union оказался в советской зоне оккупации. На останках фирмы советские власти и власти ГДР постепенно восстановили производство, но оно сосредоточилось на базе отделений DKW, Horch и Audi в Цвиккау и Цшопау.
Менеджмент «четырех колец» постепенно просочился в американскую зону, где в баварском Ингольштадте с нуля организовал новое предприятие под прежним именем Auto-Union Gmbh.
В его укреплении снова принял участие банк — госбанк земли Бавария. Оно выпускало авто под маркой DKW. В новой структуре имя Wanderer потерялось, да и сама фирма отошла к Volkswagen. В 70-х гг. восходящая звезда Фердинанд Пих взялся сделать на базе бренда Audi спортивно-представительский изыск. И сегодня в проспектах Audi марка Wanderer традиционно рассматривается как одна из предтеч современных машин с четырьмя кольцами. Это, а также место во множестве фильмов о предвоенной Германии и о войне — все, что осталось от «странника».