Благодаря низким ценам Chery на протяжении последних двух лет оставался самым продаваемым китайским автомобилей в России. Только за прошлый год число продаваемых машин выросло в 2,5 раза, китайская марка обгоняла Volkswagen, Peugeot, Skoda (данные Ассоциации автомобильного бизнеса).
Такое положение дел не устраивало многих. В том числе и Минэкономразвития, где, по некоторым данным, были очень обеспокоены тем, что для российских моделей может возникнуть слишком острая конкуренция.
С сегодняшнего дня группа компаний «Автотор» остановила производство китайских автомобилей Chery в Калининграде, говорится в сообщении российской компании, которое цитирует «Прайм-ТАСС». Получить комментарии со стороны «Автотора» не удалось. В компании «Чери Автомобили Рус» сообщили, что не подписывали о расторжении отношений с российским заводом никаких соглашений. Однако в случае, если российская сборка прекратится, удержать объемы продаж будет достаточно сложно, признал директор компании Генадий Павлов. Вместе с тем он подчеркнул, что в связи с прежними трудностями российского производства китайский автопроизводитель изначально делал акцент на импортную продукцию, а компенсировать нехватку машин он намерен при помощи новых моделей, которые в этом году дебютируют на отечественном рынке.
Остановка проекта осуществлена по обоюдной договоренности сторон, какие-либо конфликты и претензии исключены, говорится в сообщении «Автотора». Согласно калининградскому производителю, партнерство стало невыгодно из-за резкого падения американского доллара и укрепления российского рубля:
«Руководства компаний «Автотор» и Chery не считают возможным дальнейшее развитие сотрудничества, включая и планирующееся ранее строительство нового завода по производству автомобилей Chery».
Однако специалисты считают, что проблемы между партнерами начались намного раньше и связаны с тем, что в МЭРТе выживают китайцев при помощи квот на беспошлинное производство в стране.
«То, что трудности между партнерами были уже давно, можно предположить хотя бы потому, что директор Chery очень активно ездил по стране в поисках новой производственной площадки», — убежден руководитель китайского направления группы «Автомир» Евгений Межов. По его мнению, партнерство разрушили квоты на беспошлинный ввоз комплектующих для завода. Сейчас на рассмотрении у чиновников находится документ, согласно которому «Автотор» сможет в льготном режиме делать не более 25 тыс. машин. «В условиях квот российский производитель выберет сборку более дорогих машин, с которых он будет получать более высокую маржу», — пояснил Межов.
Такого же мнения придерживается аналитик ИК «Финам» Константин Романов. «Очевидно, что прекращение сотрудничества обусловлено именно экономическими соображениями, из-за того что «Автотор» не получил льгот на сборку Chery. На этом фоне производство внутри страны и импорт казались примерно равноценными вариантами, но китайцам проще ввозить машины самостоятельно», — заметил эксперт.
Межов уверен, что необходимость торговать импортными машинами приведет к их удорожанию: «Для бюджетного автомобиля даже разница в цене в $100 очень ощутима. А поиск новой площадки в России, скорее всего, займет не меньше полугода».
«Переход на модель импорта приведет к снижению продаж, которую вряд ли удастся восстановить в ближайшие месяцы, — согласен Романов. — Скорее всего, от разрыва отношений в большей степени пострадают китайцы. «Автотор» же сможет использовать высвободившиеся мощности для сборки других моделей».