В ближайшее время в Гагаринском районном суде состоится разбирательство, в котором Городская служба перемещения транспортных средств (ГСПТС) намеревается взыскать с владельца автомобиля «Ока» 700 тыс. рублей за то, что эвакуированная машина простояла на штрафстоянке 1,5 года.
Хозяин автомобиля, преподаватель физики в средней школе Москвы Евгений Выродов рассказал «Газете.Ru», что последний раз видел свою машину 7 августа 2006 года, когда уезжал со своими учениками в поход. «Я подъехал к Павелецкому вокзалу, так как были тяжелые вещи, и оставил машину у обочины, — рассказывает Выродов. — Как позже выяснилось, я ее действительно запарковал с нарушением». По словам собеседника, через 20 дней он вернулся после отдыха и обнаружил, что «Оки» нет. Предположив, что ее эвакуировали городские службы, преподаватель обратился в службу по перемещению платных парковок. Там сообщили, что подобная машина на штрафстоянки не поступала. Решив, что машину угнали, он обратился за помощью в ОВД Замоскворечье, где написал заявление.
«При мне милиционер звонил диспетчерам и спрашивал, у них ли моя машина. Они ответили — нет», — говорит Выродов. Тогда в милиции завели уголовное дело по статье «угон транспортного средства».
«Дней через десять после этого по чистой случайности я связался с ГСПТС и узнал, что моя машина у них», — говорит учитель. По словам Выродова, на вопрос о причине предыдущего молчания, диспетчер заявил, что у них менялась база данных и произошла накладка. У бывшего обладателя «Оки» на руках письменная копия рапорта работника милиции, в которой подтверждается, что милиционеру не подтвердили, что машина была эвакуирована. По заявлению Выродова уголовное дело в ОВД закрыли. Преподаватель решил забрать автомобиль, но оказалось, что на тот момент сумма за стоянку, с учетом тарифа 2 тыс. рублей в день, набежала в 1,5–2 раза выше реальной стоимости машины. По словам самого хозяина, до отъезда в поход его «Ока» 2000 года выпуска стоила 20 тыс. рублей. «У меня просто не было 40 тыс. рублей, — заметил хозяин авто. — Друзья мне сказали, что через год они заберут ее себе, и я решил подарить машину государству».
Через год от ГСПТС поступило письмо о том, что автомобиль у них, и его хозяин обязан уплатить 500 тыс. рублей за его хранение. Владелец оставил письмо без ответа, посчитав для себя невозможным оплатить подобную сумму.
В конце декабря от службы эвакуации пришло новое письмо, где сумма за парковку «Оки» уже выросла до 700 тыс. рублей. Теперь служба перемещения намерена получить причитающиеся ей деньги в судебном порядке.
«В большинстве своем у нас долго хранятся только машины людей, которые приобрели их по доверенности и теперь не хотят утилизировать, — говорит пресс-секретарь ГСПТС Баира Китинова. — Как правило, они в состоянии, близком к утилю». По ее словам, водителю следовало сразу, как он узнал, что машина у них, решать проблему и не дожидаться, когда сумма достигнет такой величины. «Вы должны понять, что мы занимаемся только перемещением, — говорит Китинова. — Решение о том, чтобы эвакуировать или выдать с парковки автомобиль, принимают работники ГАИ». Собеседница отмечает, что ГСПТС не располагает электронной базой ГИБДД по владельцам машин.
Если человек не обращается за машиной в течение недели, служба эвакуации обращается в ГАИ и на основании милицейской информации о хозяине машины направляет ему уведомление.
«Если у человека уважительные причины при предоставлении оправдательных документов, мы снимаем плату за хранение», — заключила Китинова.
Иного мнения придерживается президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Мне кажется, это своего рода «бархатный» способ завладения чужим автомобилем», — говорит правозащитник.
— Они все равно что-то получат: или машину в порядке погашения долга, или огромную сумму за хранение».
Травин также уверен, что подобные ситуации создаются искусственным образом, чтоб владельцы автомобилей долго оставались в неведении, чтоб за парковку набегала большая сумма. Правозащитник также не исключает, что подобные случаи не единичные, просто не обо всех сообщается.