Во вторник стало известно, что американский автоконцерн Ford и индийская автомобильная компания Tata пришли к соглашению о продаже Jaguar и Land Rover. Окончательное оформление сделки состоится 5–6 марта. Об этой дате компании договорились после переговоров с профсоюзными лидерами, которые одобрили сделку. Свое желание продать Jaguar и Land Rover американский автогигант Ford озвучил еще в середине 2007 года, сообщает интернет-издание Motor Authority.
Убытки в $12,7 млрд в 2006 году и резкий спад продаж концерна на фоне угрожающего роста японских брендов на американском рынке побудили Ford выставить на продажу убыточный Jaguar и балансирующий на грани прибыльности Land Rover.
Компания Tata одна из первых заявила о своем желании приобрести английские марки. До этого момента автомобилестроитель — входящий в конгломерат Tata Group — был более известен по производству пикапов, автобусов и легковых автомобилей, недорогих и низких по качеству. Свою продукцию производитель продает преимущественно в Индии и арабских странах. В Европу компания импортирует внедорожник Safari, пикап TL и хетчбэк Indica, которые, впрочем, не находят большого спроса. Покупка двух престижных автомобильных брендов дает индусам новейшие технологии и открывает доступ на европейские рынки.
После открытия торгов вместе с индусами в борьбу за культовые английские марки включились инвестиционные фонды: Apollo Partners и One Equity Partners, принадлежащий крупнейшей финансовой корпорации JP Morgan. В европейской прессе также сообщалось, что на компании претендует американский инвестфонд Cerberus, уже имеющий в собственности Chrysler, а также канадская Magna, связанная капиталом с Олегом Дерипаской. Партнер Tata, итальянский автогигант FIAT, за «спиной» индусов также фигурировал в числе кредиторов индийской компании. За финансовую поддержку итальянцы могли рассчитывать на шасси и систему полного привода люксовых внедорожников.
Шумиха вокруг продажи гордости английского автомобилестроения не обошла и британское правительство.
«Мы взаимодействуем с Ford. И все еще надеемся, что Land Rover и Jaguar прибыльные марки и такими же останутся в будущем», — говорили британским репортерам высокопоставленные чиновники. Отчасти эти заявления были вызваны серьезными опасениями по поводу сохранения производств на территории Англии, а заодно и судьбы 10 тысяч рабочих на заводах Jaguar и 9 тысяч на Land Rover. Практика продажи Rover китайцам показала, что производство может быть полностью перенесено в страну покупателя.
Дополнительно волнение среди рабочих усиливалось тем, что в прессу просочились слухи о том, что покупатель оставит только прибыльный Land Rover, а главная гордость англичан – Jaguar — будет перепродана с сокращением рабочих мест.
В конце года на финальной прямой торгов из наиболее вероятных претендентов на покупку «англичан» остались One Equity Partners и Tata. По предварительным оценкам экспертов из Merrill Lynch, общая стоимость Land Rover и Jaguar оценивалась в $1,5 млрд. Индусы из Tata предложили Ford за две компании около $2 млрд, примерно такую же сумму предлагал инвестиционный фонд.
По оценкам большинства экспертов, перевес в пользу Tata сложился благодаря поддержке английских профсоюзов. Один из профлидеров заявил в прессе, что Tata является единственным претендентом, способным управлять такими компаниями.
Сейчас Ford и Tata договорились, что американцы останутся главными поставщиками моторов для Jaguar и Land Rover. От индусов у англичан пока есть устные джентльменские заверения, что Tata будет развивать производство и не перенесет его к себе на родину. В подтверждение тому свидетельствует дорогостоящая компания Jaguar по обновлению модельного ряда. В Jaguar уверены, что под руководством нового хозяина бренд сможет выйти из убыточности.