В среду на заседании коллегии МВД Владимир Путин вновь заговорил о высокой аварийности в стране. По его данным, вместо того, чтобы снижаться под действием новых штрафов и реализации семилетней программы «По повышению безопасности дорожного движения», принятой в 2006 году и оплаченной из федерального бюджета в размере $1,8 млрд, аварийность только растет. «Если в 2000 году совершалось около 165 тысяч ДТП, то в 2007-м — почти 234 тысячи». «Не снижается и число пострадавших в автокатастрофах, каждые сутки в них погибает до ста человек, а за год эта цифра составляет более 30 тысяч», — подчеркнул глава государства на заседании коллегии МВД. Данные президента об эффективности новых штрафов радикально отличаются от официальной гаишной статистики, которая доказывает эффективность жестких методов.
«Предстоит не только предметно разобраться, почему не срабатывают правовые механизмы, включая ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения, но и нужны техническая модернизация структур ГИБДД, совершенствование методов их работы», — заявил Путин.
Депутат Госдумы, автор закона, ужесточающего ответственность для водителей, Владимир Плигин считает, что судить об эффективности его детища рано даже президенту. «Любой закон становится эффективным не за месяц и не за год. Скорее, надо собирать и анализировать статистику за несколько лет», — подстраховался депутат. Он также отметил, что и не ожидал исправить ситуацию с безопасностью на дорогах одними штрафами. «Это только одна из мер, наряду с ремонтом дорог, например. Просто реализована она была первой», — пояснил Плигин.
Что касается «модернизации» и «совершенствования» ГИБДД, которые пообещал Путин, то в рамках программы только в 2008 году МВД получит на это около $87,7 млн. В этом же году начнет действовать система уплаты штрафов по фотографии, когда квитанции на оплату штрафа за нарушения, зафиксированные через камеры наблюдения, будут присылать по почте.
Правозащитники считают, что заявление Путина не окажет существенного воздействия на сложившуюся практику работы ГИБДД.
«Сегодня показатели гаишного подразделения считаются хорошими, если там больше всего оформили штрафов, а то, что у них по полтысячи трупов на участке, никого не волнует», — посетовал президент Коллегии правовой защиты прав автовладельцев Виктор Травин.
Правозащитник также уверен, что федеральная целевая программа (ФЦП) по снижению аварийности просто провалилась, и бюджетные $1,8 млрд «ушли впустую». «Денег им больше не дадут, это ведомство и так грабит государство на штрафах, идущих вместо бюджета в карман», — считает Травин.
«Отдачи от ФЦП нет уже три года, хотя деньги ушли колоссальные», — соглашается со своим коллегой лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. Он считает, что также неэффективны ужесточения наказаний, которые снизили нарушения только в некоторых областях. «Это всё полумеры, нужна не техническая модернизация, а кардинальная реформа ГАИ», — комментирует заявление президента Похмелкин. По его словам, ГИБДД, сохраняющая свою структуру со времен СССР, в сложившихся условиях просто не способна соответствовать новому времени. Правозащитник считает, что это президент либо не понял, либо не захотел затрагивать эту тему напрямую. Он также уверен, что за словами Путина никаких действий не последует. «На его популярности проблематика никак не скажется, а вот новому президенту ее придется решать», — резюмировал Похмелкин.
Это предположение подтверждает то, что вскоре после выделения средств на ФЦП Путин уже требовал от МВД принять срочные и радикальные меры по снижению смертности на дорогах. Тогда принятие очередного плана по «борьбе» и «снижению» закончилось пиар-кампанией по борьбе с мигалками, что никак не отразилось на аварийности.