Последние несколько лет американский автогигант General Motors переживает не самые простые времена: в мире концерн несет серьезные убытки, конкуренция обостряется. В этом году американской компании снова удалось удержать лидерство по числу собранных машин, но в Японии GM вытесняет Toyota, а в Европе у производителя только четвертое место.
Куда лучше обстоят дела у компании в России.
Ее дочерний бренд Opel весь прошлый год развивался с четырехкратным опережением роста российского рынка: количество проданных автомобилей увеличилось с 20 тыс. в 2006 году до 66 тыс. в 2007-м. А дочерняя Chevrolet при помощи своих доступных моделей Lanos и Aveo с большим отрывом возглавила список самых продаваемых зарубежных брендов. Рост продаж марки за год составил 70%. Даже практически отечественные Chevrolet-Niva пользуются хорошим спросом. «Мы сами не ожидали, что Chevy-Niva будут так долго пользоваться спросом», — заметил в четверг на встрече с журналистами президент GM Europe Карл-Питер Форстер. При помощи всепоглощающего российского покупателя американский концерн рассчитывает всерьез поправить свои дела. Глава европейского подразделения рассказал о планах по расширению американского присутствия в России.
«Российский рынок обладает огромным потенциалом. И пока мы на нем выступаем очень уверенно: за год нам удалось довести свою долю на российском рынке почти до 10%, – заметил Форстер. – Убежден, в следующем году у нас очень хорошие шансы снова возглавить список самых покупаемых машин». О том, что Россия станет одним из приоритетных рынков для концерна, свидетельствует и тот факт, что следующий глава российского подразделения, Крис Габби (возглавит российский офис с февраля), станет одновременно вице-президентом всего европейского подразделения компании.
Концерн намерен использовать любую возможность заработать на всеядном отечественном рынке. В числе приоритетных направлений General Motors рассматривает партнерские отношения с российскими заводами. Сейчас отечественный ГАЗ как раз ищет донорскую платформу для своей следующей разработки. Сразу несколько зарубежных фирм заинтересовались сотрудничеством.
GM предложил «Группе ГАЗ» несколько вариантов для совместной работы. До конца февраля нижегородские автопроизводители выберут партнера.
Управляющий директор по автомобилестроительному бизнесу ОАО «Русские машины» — «Группа ГАЗ» Эрик Эберхардсон рассказал «Газете.Ru» об автомобиле: «Это будет крупный В-класс или небольшой представитель С-класса по цене от $10 тыс. до $14 тыс.». Он подчеркнул, что в одиночку ГАЗу с новой разработкой не справиться.
Эберхардсон пояснил, что существует несколько вариантов, как получить новый автомобиль. Это может быть «фейслифт» уже существующей модели (как в случае с Siber), либо новая машина на старой, но доработанной платформе.
Впрочем, в General Motors убеждены: в России делать ставку только на один способ работы нельзя. А потому, даже если совместный проект с Горьковским заводом не сложится, в запасе у американского производителя есть еще варианты.
При необходимости, чтобы обеспечить российский рынок автомобилями, GM намерен расширить мощность завода, который сейчас строится под Санкт-Петербургом. Предприятие рассчитано на производство 75 тыс. машин ежегодно. По словам Форстера, общее количество собираемых на заводе моделей может быть увеличено до четырех, в крайнем случае — до пяти. До сих пор сообщалось, что под Петербургом будут собираться только внедорожники Chevrolet Captiva и Opel Antara. Среди следующих кандидатов попасть на конвейер рассматривается Opel Astra.
А вот шансы получить российскую прописку у самой продаваемой в РФ Chevrolet Lanos невысоки. Рынку вполне хватает автомобилей украинской сборки, считают в компании.
Поделился Форстер и своими мыслями по поводу недавней забастовки на российском предприятии Ford, во время которой останавливался конвейер, а итогом стало то, что администрации предприятия пришлось пойти на уступки рабочим («Газета.Ru» подробно писала об этом).
«Мы следим за тем, что сейчас происходит с заводом Ford во Всеволожске. Если рабочие попробуют нам выставить подобное условие, мы не станем развивать такое предприятие», — заметил глава европейского General Motors.
Основным критерием для GM станет рентабельность работы в РФ. И в таком случае концерн, скорее, примет решение о строительстве еще одного завода на территории России. «Через год-полтора мы можем всерьез задуматься о необходимости строительства в РФ еще одного завода», — заметил Форстер. Впрочем, он не уточнил, где и под какие машины может быть заложен еще один сборочный проект.