Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Плох тот субподрядчик, что не мечтает стать полноправным автопромышленником. Среди тех, кто с нуля решил вклиниться в мир нишевых производителей автолюкса, Coggiola. И сразу товар на полтора миллиона!
В 1966 году, вместе с небольшой группой единомышленников инженер Серджо Коджола основал компанию, которая сегодня и носит его имя. В шестидесятых казалось, что мир самобытных итальянских мастерских, обескровленный Второй мировой и послевоенной нищетой, воспрянул. Европа «зажигала», катаясь в легких и не очень, но спортивных машинах. Один за другим на Апеннинах заблистали бренды, основанные почти с нуля: Lamborghini, De Tomaso... Дизайн-дарования вроде Джуджаро закладывали персональные студии, крупные кузовные фирмы, как Pininfarina и Bertone, обрастали собственными производствами. В этой обстановке было грех не попробовать.
Между творческим полетом дизайнерской фантазии и постановкой новинки на конвейер маячит незаметная, но весьма трудоемкая стадия: воплощение мысли сначала в осязаемый макет, а позже в промышленный образец и бесконечное доделывание и первого, и второго.
Карандашом, мышкой, молоточком, фрезерным станком, автогеном.
От эскиза до изготовления макета из гипса, пластилина или пенопласта, от сборки каркаса и кузовных панелей до выполнения интерьера и окраски. Именно эту безвестную и неблагодарную трудоемкую стадию брали на себя на Coggiola S.p.A. «В люди» этого новичка вывели мощные заказы от Renault и Volvo. Как вежливо говорят на Coggiola, французы и шведы стали поручать фирме «развитие своих идей».
В нулевые сравнительно молодая компания могла отчитаться в примерно двухстах «своих» кузовах, ушедших в серию: седанах, универсалах, кабинах грузовиков.
Особая гордость — 120 выставочных образцов, концепт-каров, прототипов и авто класса «суперлюкс». Для Lancia, Audi, Saab, Mitsubishi, Citroen, Iveco, Mercedes, Toyota, Opel...
Шоу-кар Mercedes с открывающимися вверх дверцами — тоже их детище. Щекотливость положения фирмы в том, что мастерам приходилось работать над заказами совершенно разных фирм со своими тайнами.
На Coggiola приходилась самая зыбкая стадия – идеи, никаким авторским правом, как известно, не защищаемые.
Судя по тому, что заказчики не разбежались, работу отстраивали как в советском оборонном кабэ: болтун — находка для шпиона. И до сих пор имена некоторых заказчиков Coggiola держатся в секрете. Однако конфиденциальность конфиденциальностью, а опыт все равно оседал в стенах мастерской. Можно только догадываться, какой объем технологических знаний и понимания, на какие швабры не стоит наступать, застрял в стенах фирмы. Только дурак не попробует сделать что-то свое... Только в 2002 году фирма представила самый большой в мире джип Coggiola 4WD T-Rex на базе Hummer — первый самостоятельный продукт в истории Coggiola, претендующий на мелкосерийное производство. Техданные, понятно, впечатляли: 6,5-литровый двигатель V8 выдает 195 л. с. и разгоняет машину до 134 км/ч.
Получился ли первенец? Есть подозрение, что на такое развитие Hummer мастеров натолкнула работа над вертолетом.
Во всяком случае, цена примерно в 1,5 миллиона евро вышла под стать частному геликоптеру.
Дело в том, что Coggiola давно начала работать не только над авто, но и над кабинами для воздушных судов итальянской фирмы Agusta и ряда других. Так или иначе, словно надутый насосом, кузов T-Rex с внешне неестественными для автомобиля пропорциями дал «воздушное пространство» салону. Редкая опция для автомобиля, причем без потери маневренности. При рубленой форме люфт «расползается» по углам и швам – эргономичной ее не назовешь. Голова все равно бьется о потолок, а бок упирается либо в дверь, либо в соседа. Округлые же формы T-Rex, выпирающие вбок наверх и, главное, назад, дали авто сферу салона, присущую скорее нутру вертолета. Вышло воздушно, но вычурно. Авто изначально рассчитывалось на Восток, поскольку в Европе оно привлечет явно богатых оригиналов и пофигистов (что для миллионера в самый раз). Под стать кузову вышли и колеса, навевающие ассоциации с техникой из комедии «Тупой и ещё тупее». Но чувство пространства, пространства.
Кстати, несмотря на засилье компьютеров, на Coggiola признают, что от ручного труда все равно никуда не уйти. Своей фирменной чертой туринцы (а Coggiola — фирма туринская) называют любовь к изменению первоначального замысла заказчика в пользу его улучшения. Мол, за свое мнение, их и любят. Итальянцы любят поговорить и пожестикулировать, и, хотя туринцы — северяне и от типажа сицилийцев и неаполитанцев отличаются немало, у Coggiola свой голос ещё прорежется наверняка.