Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Автопром развалился на детали

Итоги автомобилестроения в РФ подведены на государственном уровне

Итоги автомобилестроения в РФ подведены на государственном уровне. Чиновникам удалось привлечь в страну иностранцев, но не получилось вернуть рост инвестиций в отрасль и удержать от истощения «АвтоВАЗ».

В 2007 году закончился первый этап становления отечественного автопрома. В течение года заключались последние контракты с иностранными автопроизводителями, решившими строить в России свои заводы. В ноябре прием заявок закончился. «Всего с российским правительством было заключено 22 инвестиционных соглашения по выпуску в общей сложности 1,4 млн машин. Объем инвестиций в эти проекты составит $4,2 млрд. Будет создано 45 тыс. новых рабочих мест», — заметил Виктор Семенов, директор Департамента промышленности Минпромэнерго России на конференции «Итоги и основные особенности развития автомобильной промышленности России в 2007 году».

Иностранцы вытесняют «АвтоВАЗ»

В течение года прирост в автомобильной промышленности возникал за счет сборки иностранных моделей, в то время как доля «АвтоВАЗа» постепенно сокращалась. По сравнению с прошлым годом в процентном соотношении его участие на рынке сократилось с 38,8% до 26,1%. В то время как доля импорта новыми машинами выросла на 9% (с 34,5% до 43,5%), еще почти на 4% увеличились продажи иномарок, произведенных в РФ (с 12,2% до 16,4%).

«Одна из самых неприятных тенденций уходящего года – вытеснение с рынка традиционно отечественных марок», — подчеркнул Андрей Клепач, директор Департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России. Ниша дешевых машин, которую могли, но не заняли китайцы, по-прежнему свободна от конкурентов. Однако такая протекция не помогла отечественному автопроизводителю. В уходящем году быстрее всего увеличивался спрос на автомобили по цене около $15 тыс. Это говорит о том, что люди готовы платить больше, но хотят за свои деньги получать качественные и комфортные машины, «АвтоВАЗ» не смог противостоять конкуренции, сказал чиновник. При этом он подчеркнул, что в ближайшие годы традиционно российским маркам предстоит еще более острая борьба за покупателя. Клепач считает, что в 2009–2010 годах ожидается пик автомобильной конкуренции. Именно в это время начнут выпускать свои модели большинство иностранных заводов.

Свои прогнозы по продажам представил Михаил Добындо, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в автомобильной сфере. По его данным, к 2010 году в стране будет продаваться 980 тыс. отечественных машин. Их доля слегка увеличится в следующем году с 830 до 910 тыс. Отчасти это будет связано с появлением у «АвтоВАЗа» серьезной технологической поддержки со стороны Renault. Однако уже через пару лет общая доля альянса Renault — «АвтоВАЗ» снова пойдет на убыль и составит не более 30% от общего рынка. Остальные 60% примерно поровну поделят между собой новые импортные иномарки и иностранные модели, сделанные в РФ.

Акцент на деталях

«Сегодня сделать качественный автомобиль только из российских компонентов невозможно», — отметил Семенов. По его словам, правительство вынуждено предоставлять равные условия и российским компаниям, и иностранцам. Иначе придется вернуться во времена Советского Союза, когда машины приходилось покупать по талонам. Пока России категорически недостает производителей автокомпонентов. По словам Семенова, даже если сложить всех отечественных производителей и всех зарубежных, будет недостаточно, чтобы обеспечить иностранные и российские заводы качественными запчастями.

На ближайшие несколько лет государство будет работать над тем, чтобы вокруг городов, где строятся автозаводы, появлялись так называемые кластеры – целые комплексы по производству деталей. Находясь в непосредственной близости от предприятий, заводы автокомпонентов позволят снижать стоимость российских иномарок, убеждены в министерствах. Крупные автокомпонентные «анклавы» должны появиться под Санкт-Петербургом, в Калуге, в Нижнем Новгороде, в Тольятти, в Москве, в Калилинграде.

Как утверждают чиновники, в конечном счете именно переход на производство деталей поможет государству заполучить иностранные технологии, на базе которых впоследствии российские компании смогут возродить и отечественные марки. Для этого своих специалистов государству не хватит, резюмировали в министерствах.

Новые стандарты для страны старых машин

В то время как Европа переходит на Euro 5, по данным Всероссийской торговой палаты, сейчас в стране 60% машин не отвечают нормам экологичности Euro 0. Причина – старость отечественного автопарка, его средний возраст около 10 лет. С 2008 года для новых машин в России вводятся нормы Euro 3. «Недавнее заявление главы «АвтоВАЗа» Бориса Алешина о негативной оценке введения норм «Евро-3» в России вызвало сильное удивление. Однако позиция «АвтоВАЗа» не изменила хода событий», — говорится в документации к выступлению Владимира Булатникова, председателя технического комитета по стандартизации «Нефтяные и смазочные материалы».

Новый стандарт будет обеспечивать таможня. Для нечистых машин на границе просто не будут выдавать ПТС. Таким образом в правительстве рассчитывают пресечь поток праворульных японских моделей, которые попадают в страну с востока.

Серьезные ужесточения стандартов в отношении новых машин запланированы в 2010 году. Так, в правительстве рассчитывают ввести целый ряд норм в плане тормозных характеристик, безопасности пассажиров, противопожарной безопасности и надежности. Будут введены новые ГОСТы по шумоизоляции салона, вентиляции и отоплению, содержанию в кабине вредных веществ, управляемости, устойчивости и обзорности.

Однако, по словам экспертов, скорее всего, нововведения будут действовать только на бумаге. Многие европейские требования, такие как ABS и подушки безопасности, уже давно обязательны на новых машинах. Однако сертификацию иногда проходят даже машины без подголовников и ремней безопасности. Причина – коррупция и отсутствие контроля. Ничего не изменится до тех пор, пока сама система выдачи сертификатов соответствия новым стандартам не будет изменена, убеждены специалисты.

Новости и материалы
Samsung выпустит в 2025 году тройную «раскладушку» Z Fold7
Песков рассказал о борьбе с фейками СМИ Запада
В Саранске ребенку едва не оторвало пальцы взрывом петарды
Пользователям Windows 11 стала доступна шпионящая за ними функция Recall
Банки ОАЭ перестали обслуживать карты Газпромбанка системы UnionPay
Стал известен результат психиатрической экспертизы певца Шарлота
Туристы с ребенком заблудились ночью в лесу Краснодарского края
В Курской области нашли уникальный старинный кинжал
Chrysler выпустит новый минивэн через три года
Иранский аналитик прокомментировал применение Россией ракеты «Орешник»
В Японии показали «человеческую стиральную машину будущего»
Стало известно об аукционе на билеты на «Щелкунчика» в Большом театре
В США заявили, что на Украине мало финансирования и мощностей для создания ракет
Стало известно, насколько подорожали цветы за год
Сломавший ногу Овечкину хоккеист испытывает чувство вины
«Давно рожать пора»: протоиерей Ткачев обвинил Запад в позднем взрослении детей
Фермеры Польши заблокировали КПП на границе с Украиной
Европе предрекли новый газовый кризис
Все новости