В 2007 году закончился первый этап становления отечественного автопрома. В течение года заключались последние контракты с иностранными автопроизводителями, решившими строить в России свои заводы. В ноябре прием заявок закончился. «Всего с российским правительством было заключено 22 инвестиционных соглашения по выпуску в общей сложности 1,4 млн машин. Объем инвестиций в эти проекты составит $4,2 млрд. Будет создано 45 тыс. новых рабочих мест», — заметил Виктор Семенов, директор Департамента промышленности Минпромэнерго России на конференции «Итоги и основные особенности развития автомобильной промышленности России в 2007 году».
Иностранцы вытесняют «АвтоВАЗ»
В течение года прирост в автомобильной промышленности возникал за счет сборки иностранных моделей, в то время как доля «АвтоВАЗа» постепенно сокращалась. По сравнению с прошлым годом в процентном соотношении его участие на рынке сократилось с 38,8% до 26,1%. В то время как доля импорта новыми машинами выросла на 9% (с 34,5% до 43,5%), еще почти на 4% увеличились продажи иномарок, произведенных в РФ (с 12,2% до 16,4%).
«Одна из самых неприятных тенденций уходящего года – вытеснение с рынка традиционно отечественных марок», — подчеркнул Андрей Клепач, директор Департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России. Ниша дешевых машин, которую могли, но не заняли китайцы, по-прежнему свободна от конкурентов. Однако такая протекция не помогла отечественному автопроизводителю. В уходящем году быстрее всего увеличивался спрос на автомобили по цене около $15 тыс. Это говорит о том, что люди готовы платить больше, но хотят за свои деньги получать качественные и комфортные машины, «АвтоВАЗ» не смог противостоять конкуренции, сказал чиновник. При этом он подчеркнул, что в ближайшие годы традиционно российским маркам предстоит еще более острая борьба за покупателя. Клепач считает, что в 2009–2010 годах ожидается пик автомобильной конкуренции. Именно в это время начнут выпускать свои модели большинство иностранных заводов.
Свои прогнозы по продажам представил Михаил Добындо, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в автомобильной сфере. По его данным, к 2010 году в стране будет продаваться 980 тыс. отечественных машин. Их доля слегка увеличится в следующем году с 830 до 910 тыс. Отчасти это будет связано с появлением у «АвтоВАЗа» серьезной технологической поддержки со стороны Renault. Однако уже через пару лет общая доля альянса Renault — «АвтоВАЗ» снова пойдет на убыль и составит не более 30% от общего рынка. Остальные 60% примерно поровну поделят между собой новые импортные иномарки и иностранные модели, сделанные в РФ.
Акцент на деталях
«Сегодня сделать качественный автомобиль только из российских компонентов невозможно», — отметил Семенов. По его словам, правительство вынуждено предоставлять равные условия и российским компаниям, и иностранцам. Иначе придется вернуться во времена Советского Союза, когда машины приходилось покупать по талонам. Пока России категорически недостает производителей автокомпонентов. По словам Семенова, даже если сложить всех отечественных производителей и всех зарубежных, будет недостаточно, чтобы обеспечить иностранные и российские заводы качественными запчастями.
На ближайшие несколько лет государство будет работать над тем, чтобы вокруг городов, где строятся автозаводы, появлялись так называемые кластеры – целые комплексы по производству деталей. Находясь в непосредственной близости от предприятий, заводы автокомпонентов позволят снижать стоимость российских иномарок, убеждены в министерствах. Крупные автокомпонентные «анклавы» должны появиться под Санкт-Петербургом, в Калуге, в Нижнем Новгороде, в Тольятти, в Москве, в Калилинграде.
Как утверждают чиновники, в конечном счете именно переход на производство деталей поможет государству заполучить иностранные технологии, на базе которых впоследствии российские компании смогут возродить и отечественные марки. Для этого своих специалистов государству не хватит, резюмировали в министерствах.
Новые стандарты для страны старых машин
В то время как Европа переходит на Euro 5, по данным Всероссийской торговой палаты, сейчас в стране 60% машин не отвечают нормам экологичности Euro 0. Причина – старость отечественного автопарка, его средний возраст около 10 лет. С 2008 года для новых машин в России вводятся нормы Euro 3. «Недавнее заявление главы «АвтоВАЗа» Бориса Алешина о негативной оценке введения норм «Евро-3» в России вызвало сильное удивление. Однако позиция «АвтоВАЗа» не изменила хода событий», — говорится в документации к выступлению Владимира Булатникова, председателя технического комитета по стандартизации «Нефтяные и смазочные материалы».
Новый стандарт будет обеспечивать таможня. Для нечистых машин на границе просто не будут выдавать ПТС. Таким образом в правительстве рассчитывают пресечь поток праворульных японских моделей, которые попадают в страну с востока.
Серьезные ужесточения стандартов в отношении новых машин запланированы в 2010 году. Так, в правительстве рассчитывают ввести целый ряд норм в плане тормозных характеристик, безопасности пассажиров, противопожарной безопасности и надежности. Будут введены новые ГОСТы по шумоизоляции салона, вентиляции и отоплению, содержанию в кабине вредных веществ, управляемости, устойчивости и обзорности.
Однако, по словам экспертов, скорее всего, нововведения будут действовать только на бумаге. Многие европейские требования, такие как ABS и подушки безопасности, уже давно обязательны на новых машинах. Однако сертификацию иногда проходят даже машины без подголовников и ремней безопасности. Причина – коррупция и отсутствие контроля. Ничего не изменится до тех пор, пока сама система выдачи сертификатов соответствия новым стандартам не будет изменена, убеждены специалисты.