С января Федеральная таможенная служба (ФТС) России не будет выдавать паспорта транспортного средства (ПТС) во время контроля на границе автомобилям экологического стандарта «Евро-2» и ниже, сообщает пресс-служба ФТС России. «В соответствии с постановлением правительства от 12 октября 2005 г. 609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, вводится экологический класс 3 (Евро-3)», — говорится в пресс-релизе ФТС.
Таможенники предлагают автолюбителям самостоятельно проверить экологический класс транспортного средства с помощью официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии www.gost.ru/wps/portal. Для того чтобы отыскать в базе автомобиль, необходимо знать его идентификационный номер (VIN), марку и год выпуска.
Если экологический класс машины определить не удалось, придется обратиться в органы по сертификации, проводящие работу по подтверждению соответствия требованиям специального технического регламента. Их адреса есть в каждом федеральном округе сервере ФТС России в разделе «Информация для участников ВЭД» www.customs.ru/ved_info/baza.
По замыслу чиновников, новый закон позволит выполнить сразу несколько задач.
Ограничение будет фильтровать поток старых машин в РФ. Сейчас, по данным аналитического агентства «Автостат», около половины машин российского автопарка старше 6 лет. Закон коснется почти всех автомобилей старше 5-7 лет. А главная задача новых экологических стандартов – отсев серого импорта. На рынке «бэушных» машин более 80% – подержанные японские модели, которые приезжают в страну с Дальнего Востока. Старенькие «Мазды» и «Хонды» идеально подходят для непростых российских дорожно-климатических условий. При этом по цене они сопоставимы с новыми «Жигулями» и «китайцами». Примечательно, что в восточных регионах страны на одни «Жигули» приходятся три праворульные «Тойоты», подсчитали в «Автостате».
За счет запрета на ввоз машин «Евро-2» и ниже в правительстве рассчитывают поддержать спрос на бюджетные модели отечественной сборки. У тех, кто собирает машины в РФ, нет издержек на перевозки и больше шансов назначать конкурентоспособную цену.
Однако эксперты убеждены, отрезав от России поток подержанных «японок», в правительстве создают благоприятные условия для неконтролируемого роста цен.
«Уже в начале года можно ожидать значительное удорожание в сегменте бюджетных моделей, — говорит консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев. – Подорожают модели, которые потребовали дополнительных инвестиций для перехода на более экологичные технологии. Но, кроме того, пользуясь этим ростом, поднимут расценки и те автопроизводители, которые до сих пор сознательно занижали цену, чтобы заполучить свою долю на рынке». На этой волне может остаться незамеченным и плановое удорожание отечественного АвтоВАЗа -— на 1,5-3% — пока ожидающего решения правительства о предоставлении ему квот на производство «Классики» с движками «Евро-2».