В 2007 году Toyota Land Cruiser стала самой угоняемой иномаркой в России, об этом сообщил в пятницу Александр Солдатов на презентации федерального мониторингового центра «Аркан». Заместитель начальника Департамента БДД МВД России добавил, что жертвами угонщиков стали около 10 тыс. владельцев престижного внедорожника.
По данным министерства, наибольше число угонов по-прежнему приходится на отечественные машины — около 60% от общего числа.
Среди них чаще других угонщики предпочитают новенькие Lada 2110, Samara, Priora и Chevrolet-Niva.
В МВД отмечают, что ежегодно в России угоняют около 120 тыс. автомобилей, примерно 48 тыс. из них разыскиваются и возвращаются владельцам. Солдатов также отметил, что за девять месяцев текущего года количество угонов снизилось на 6,5% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.
Среди иномарок спрос угонщиков сохраняется на Volkswagen Passat. Только за один день в среднем угоняется по две машины этой марки, а за месяц более 110 авто. Причем спрос на Passat настолько высок, что угонщики уводят и новые модели 2007 модельного года, и старые, девятилетние, в кузове B5.
Также высоко ценятся похитителями и BMW пятой и седьмой серии, автомобили Nissan Primera, Toyota Camry, RAV4, Mercedes E-classe и Audi 100.
Чаще всего похищенные машины преступники переправляют за границу России, что, в свою очередь, осложняет поиск. На угнанных автомобилях перебиваются номера VIN, после чего трудно определить их владельца. По этой причине в МВД было решено наносить дополнительную маркировку на различные узлы и агрегаты, чтобы было легче распознать авто. После отбора имеющихся наработок пришли к выводу, что австралийская технология лучше всего. «Мы остановились на этой технологии. Она проста, надежна и не вредит автомобилю», — сказал Солдатов. По его словам, эта система сокращает время идентификации автомобиля до одного месяца. Сейчас машину с перебитыми номерами практически невозможно идентифицировать либо на это требуется до полугода.
В качестве более радикального средства борьбы с угонами заместитель начальника Департамента БДД МВД России называет ужесточение наказаний за это преступление.
В ближайшее время МВД собирается в очередной раз внести предложение об исключении «угона» как состава преступления из Уголовного кодекса.
Юристы министерства считают, что все факты незаконного завладения транспортными средствами должны квалифицироваться как хищения (ст. 158–161 УК РФ).
Однако представители Следственного комитета при прокуратуре РФ считают такое изменение неверным. Они отмечают, что под действие Уголовного кодекса не будут подпадать случаи завладения транспортными средствами без цели хищения. В случае если можно будет доказать, что угонщики не посягают на право собственности, они смогут избежать ответственности.