Alfa Romeo Duetto появилась в 1966 году, а была исключена из серии только в 1994 году! Правда, романтичное имя Duetto было отставлено в пользу напористого Spider, а неподражаемый округлый хвост был обгрызен уже в ранних семидесятых. Но сегодня, когда фирма сообщает о возрождении легенды, о будущей реинкарнации говорят именно как о Duetto. Подразумевается, что внучка «Альфа» поспеет к столетию фирмы, т. е. к 2010 году. Большая честь.
Естественно, новинка будет далека от прототипа, но само желание придать ей черты Duetto, как то стелящиеся округлые формы, говорит о многом. Alfa Romeo, как известно, одна из старейших марок среди итальянского живого. С работы на Alfa начинал Феррари, и именно шасси Alfa составили базу для кузовного расцвета итальянских ателье в тридцатых. Каких только умопомрачительных (и неповторимых) кузовов тогда и позже не наделали для «Альф» лучшие мастера. Так что одним почерком Pininfarina шарм Duetto не объяснить (хотя Duetto справедливо считается последним и красивейшим произведением, кстати, появившимся на рынке в год его смерти).
Ничего особенного не было и в концепции авто. Наследники легких открытых машин предвоенных лет, «Альфы»-кабриолеты заявили о себе в пятидесятых.
Как и купе от Alfa Romeo, вначале они были вариацией серийных седанов, как кабриолет Giulietta 1955 года. Уже тогда облик открытой «Альфы» для двоих вполне ясно сформировался. Продолжили линию и Giulia Spider, и Spider 2600 Touring, чуть менявшие внешность, но в основном отличавшиеся растущим объемом двигателей и числом цилиндров. Duetto возник на платформе от Giulia и получил один из ее двигателей. Кстати, маленького по сравнению с предшественниками объема. Во внешности исчезли некие подобия крылышек, и «усатые» черты альфовского лица оказались сглажены и сужены.
Но забавную ребяческую вздутость «Джулии» Duetto все равно сохранил. К моменту его появления авто-англичанки уже вписали образ двухместной открытой машины в картинку настоящей «сладкой жизни» в США и Европе. Казалось бы, в Штатах их век уже и вовсе сходил на нет, благо на дорогах уже играли мускулами «Понтиаки» и их товарищи с непомерной мощью. На их фоне 1,6-литровый двигатель Duetto смотрелся скромно. Правда, есть подозрение, что на заводе намеренно «занизили» данные первенца, чтобы свободно наращивать мощь на новых модификациях.
Уже в 1968 году на рынок вышел Spider Veloce с движком посильнее.
И все же даже перед прощанием в начале 90-х Alfa Spider экипировались 2-литровым двигателями в 120 и 126 л. с. и пятиступенчатой коробкой передач. Впрочем, за 28 лет успело произойти многое. Например, в момент энергокризиса двигатели унифицировались с седанами. Фары накрывались прозрачными колпаки потом колпаки сняли. Pininfarina подарила в 1982 году вариации Aerodynamica новые одежки: так, радиатор – фирменный щиток Alfa — был секвестрирован до маленького треугольника-пятачка. Вздутость незаметно сменилась приплюснутостью, и «Альфы» стали чем-то неуловимо походить на «Порше». И все же во всем этом читался старина Duetto.
Успех и «след» машины были феноменальными. Кстати, фильм «Выпускник», в котором Duetto дебютировала, стал культовым для молодых американцев конца 60-х гг., а для безвестного юноши, носатого, среднего роста, стал билетом на вершины интеллектуального кино. И Alfa Romeo Duetto, и Дастин Хоффман сделали друг другу рекламу. На машине Хоффмана было по-своему почетно ездить. По сюжету сначала «домашнего юношу» соблазнила подруга семьи – сорокалетняя светская львица. Да так соблазнила, что герою Хоффмана портье всех окрестных отелей стали кланяться издалека. Потом «несчастный» влюбился в ее дочь, и отставленная матушка из ревности натравила на него рогатого супруга, а дочку выдала замуж на стороне.
Вчерашний школьник и здесь оказался на высоте.
Вооружившись Alfa Romeo, он совершил набег на свадьбу, с помощью креста запер процессию в церкви и, прихватив невесту-любимую, был таков.
Вероятно, с Duetto на Alfa Romeo попали ровно в цель, предложив приличную машину для приличных ребят, пусть из хорошей семьи, с университетским настоящим, изящными манерами, но с явным ветром в голове. Второго эшелона бунтарей 60-х гг. А сравнительно скромные повадки «Альфы» оказались очень кстати, когда энергетический кризис слизал накачанные машины с американских дорог.
Возрождать Duetto всегда есть резон. И в отечественном культовом фильме 80-х, «Курьере» Шахназарова, студентка филфака МГУ описывала свои грезы так: меня везут в двухместной открытой машине, ветер треплет шарфик, а на руках у меня комнатная собачка. И сорок лет назад, и двадцать, и сегодня мечты примерно те же, так что попутного ветра.