Немецкая компания BMW AG отказалась брать на себя ответственность за автомобили, собранные на отечественном предприятии ЗАО «Автотор». Об этом стало известно во вторник в ходе судебного разбирательства по иску Евгения Шаурбина – жителя Татарстана — к баварскому концерну и его калининградскому партнеру.
Поводом для суда стала серьезная автомобильная авария, в которую истец попал на новенькой BMW.
В 2002 году Шаурбин купил автомобиль «BMW-320i», собранный на заводе «Автотор».
После нескольких месяцев эксплуатации у машины на кузове началась облетать краска. Официальный дилер российского предприятия заменил машину. Однако она оказалась еще неудачнее – после 33 тыс. километров пробега у машины на скорости 100 км/час отвалилось левое переднее колесо. ДТП произошло в 2004 году, на трассе возле населенного пункта Лаишево. Шаурбина выбросило с дороги, и он угодил в кювет вместе с тремя пассажирами..
Житель Казани решил возместить полученные моральные и физические обиды. Экспертиза проводилась дважды. Специалисты определи, что ДТП случилось из-за неисправности автомобиля. Шаурбин обратился в калининградский завод и в BMW за компенсацией. Это не дало результатов, и пострадавший подал иск в суд. Истец просит заменить машину, взыскать убытки, неустойку и возместить моральный вред.
«К нам относятся, как к стране третьего мира. Я хочу, чтобы они ответили за свою работу, которую выполняют спустя рукава», — заявил автомобилист местной прессе.
Первоначально Шаурбин установил размер компенсации в размере 97 млн рублей. Но позже сумма за моральный вред опустилась до 3 млн. Еще до начала процесса автовладелец сообщил, что не желает обогащаться за счет BMW.
Вчера состоялось второе судебное заседание, на котором Шаурбин заявил прессе: «Я сегодня сделал вывод, что на этот автомобиль можно вешать значок не «BMW», а «Автотор». Немецкий концерн отвечает только за ту продукцию, которая производится в Германии».
По его словам, на вчерашнем слушании представители ЗАО «Автотор» и BMW AG рассказали, что у немецкого концерна и его российского партнера не подписан договор о коммерческой концессии (франчайзинге), который дает «Автотору» право использовать комплекс исключительного права баварского концерна. Это дает возможность BMW AG устраниться от ответственности в этом споре и в любых других, которые могут возникнуть в будущем у машин российского предприятия.
В BMW «Газете.Ru» пояснили позицию компании по данному вопросу. Машины калининградской сборки наравне с остальными обслуживаются и чинятся в фирменных сервисах компании. Концерн дает обычную двухлетнюю гарантию на калининградские машины и полностью несет ответственность за качество компонентов, из которых они собираются. «Однако мы действительно не можем гарантировать качество и нести ответственность за российскую сборку», — сообщил собеседник.
В ВМW считают, что если автомобиль плохо собрали на «Автоторе», то «Автотор» и должен отвечать.
Представитель юридической службы российского завода заметил, что пока судом учитывается лишь экспертиза, представленная стороной обвинителя. «Для того чтобы определить, что случилось раньше — авария или отлетело колесо, будет проведено дополнительное расследование», — заметил собеседник.
Судебное заседание было отложено на 14 декабря в связи с тем, что Шаурбин увеличил сумму неустойки.
По мнению правозащитников, BMW и «Автотор» выступают, как партнеры. «Совершенно верно истец подал в суд сразу на обоих. Его не должно волновать, каким образом между компаниями распределена ответственность за качество машины. — пояснил депутат Госдумы Виктор Похмелкин. — Суд должен как можно скорее удовлетворить данный иск в пользу потерпевшего. Производитель, в данном случае «Автотор», должен полностью удовлетворить иск водителя бракованного авто».
Просьбу Шаурбина о предоставлении договора, на основании которого машины BMW выпускаются на ЗАО «Автотор», ответчики проигнорировали. Между тем, «Автотор» уже подписал документы о продолжении сотрудничества с немецким концерном до 2010 года.