Глава МВД Рашид Нургалиев сегодня подписал приказ, который регламентирует движение милицейских автомобилей сопровождения.
В документе подчеркивается, что этим машинам даже со включенными маячками и сиренами запрещено выезжать на полосу встречного движения и проезжать перекрестки на запрещающий сигнал светофора.
Приказ также предписывает гаишному сопровождению автоколонн, которые едут с малой скоростью, время от времени съезжать на обочину и пропускать скопившиеся сзади машины.
К нарушителям в погонах министр в своем приказе обещает применять «меры административного воздействия». Какие именно – не уточняется.
В МВД России «Газете.Ru» рассказали, что приказ носит скорее уточняющий, чем запрещающий характер: «Это некого рода толкование ПДД, направленное на то, чтобы медленно движущиеся колонны не создавали помех дорожному движению».
Данный документ касается лишь машин вневедомственной охраны – «коммерческих» подразделений милиции, а также автомобилей, выполняющих «социальные» миссии, например, сопровождающих автобусы с детьми, военные грузовики, везущие новобранцев, крупногабаритную строительную или карьерную технику.
Иными словами, приказ не распространяется на те машины ГАИ и милиции, которые «спешат на место преступления или аварии», а также на автомобили, приписанные к Федеральной службе охраны (ФСО) – как раз на те сине-белые «Мерседесы» и БМВ с «люстрами», в сопровождении которых катаются черные лимузины «охраняемых лиц».
В сознании обывателя все милицейские автомобили с мигалками одинаковы. Однако ФСО Нургалиеву не подчиняется, и кортежи высокопоставленных чиновников будут ездить по тем же «правилам», что и раньше. А если на «встречку» будет нужно выехать обычным гаишникам или милиционерам, то всегда очень удобно будет сослаться на «неотложное служебное задание».
Правозащитники считают, что фактически этот приказ стал «асимметричным» ответом Нургалиева на волну громких ДТП последнего времени с участием милицейских машин. От министра ждали реакции на действия тех, кто носился на бешеной скорости по «встречке» и давил людей – и реакция, точнее ее иллюзия, последовала. «Издалека» приказ можно принять как раз за то, за что его и пытались выдать: «хороший» министр наконец-то приструнил своих «плохих» подчиненных.
«Это успешно созданная иллюзия, направленная на тех, кто не разбирается в милицейской «криптографии», — говорит президент Коллеги правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Министр запретил отступать от общих правил именно тем своим сотрудникам, которые их и так не нарушали.
Нургалиев хорошо перенес акценты: приказывать не ездить по встречной полосе милиционерам, сопровождающим армейские «Уралы», которые едут со скоростью 40 км/ч – не более чем пиар-акция».
Травин рассказал, что машины «со включенным проблесковым маячком, звуковым сигналом и цветографическими схемами» могут совершенно законно не выполнять более половины пунктов правил дорожного движения. Ситуация не изменится и в будущем, убежден правозащитник.