В автоновостях часто встречаются фотографии странных автомобилей, укрытых дерматиновыми попонами и листами фанеры, к которым прилагается пара абзацев текста и заголовки: «Появились шпионские снимки...» или «Next generation of... spied!!!». Как правило, в тексте дается объяснение, что на фотографии изображен тестовый прототип такого-то автомобиля, сфотографированного там-то, такими-то шпионами, и совсем немного рассуждений и дополнений.
Значение таких новостей для автожурналистики переоценить сложно. В то время как официальные пресс-службы автомобильных компаний многозначительно молчат об изменениях в модельном ряду, доблестные шпионы добывают «скетчи» и «рендеры» новых моделей, фотографии тестовых прототипов, записи звука их моторов, данные о новых агрегатах, подвесках и т. д.
Иной раз только шпионская информация и дает пищу для журналистских размышлений об автомобилях, на которых читатели будут ездить в недалеком завтра.
Журналисты являются отнюдь не единственными и не самыми важными потребителями шпионских данных. Эта информация, в первую очередь, полезна для других автопроизводителей. При современном однообразии автомобилей ведущих брендов в каждом ценовом сегменте компании денно и нощно ищут незанятые ниши в интересах потребителей. Цель поиска — найти такую совокупность качеств автомобиля, которая будет нужна всем, но до которой еще никто не додумался. Соответственно, компании не заинтересованы в преждевременном разглашении информации о своей «таинственной фишке», а вот что придумали конкуренты, им знать жизненно необходимо. При этом автопроизводители иногда и сами выпускают хорошо сделанную «утечку» — для привлечения внимания прессы или дезориентации конкурентов.
Так кто же они, эти таинственные автошпионы? В СМИ их называют автомобильными папарацци. Но они в корне отличаются от своих «звездных» коллег. Если знаменитости чаще всего приветствуют обилие фотокамер, направленных на них, автопроизводители воспринимают деятельность автошпионов как настоящий промышленный шпионаж, от которого только в одной Германии, по данным Deutsche Welle, за год ущерб составил около 20 млрд евро. Причем, если деятельность «звездных» папарацци может быть осуждена максимум с позиции вторжения в личную жизнь «звезд», то автомобильного папарацци могут осудить по гораздо более серьезным статьям.
Оплачивается работа непрошенных автофотокорреспондентов не в пример выше, чем охотников на знаменитостей, но при этом и автомобильная «контрразведка» с ними не церемонится.
Так, одного из наиболее известных персоналий в автошпионском деле, немца Ганса Леманна, не раз арестовывали, клали лицом в снег, лишали техники, когда он снимал тесты автомобилей будущего на трассе Нюрбургринг. По словам маститого шпиона, автопроизводители высылают настоящие дозоры из охранников, которые прочесывают местность в районе будущих тестов и ловят плохо замаскированных шпионов. Редко какой из прототипов обходится без группы прикрытия и имеет лишь камуфляж для защиты от чужих глаз.
В единственном интервью профессионального шпиона для издания AutoMotto.Org Леманн рассказал, как ему приходится маскироваться в ландшафте и часами ожидать появления перед объективом фотоаппарата очередного объекта «фотоохоты». Причем необходимо точно знать, что в определенный отрезок времени в определенном месте проедет интересующий прототип.
Сама съемка занимает не более пары секунд, и, если он не успеет снять машину за первый раз, ему придется полностью менять позицию, маскироваться и высчитывать путь объекта для следующей попытки.
«Охота на прототипы — это длительное ожидание в экстремальных погодных условиях, как, например, морозы у полярного круга в Скандинавии или жара в сердце Калифорнийской пустыни, — рассказал Леманн, — поэтому главное в шпионском деле — иметь огромный запас терпения и быть абсолютно хладнокровным». Все серьезно — прямо как у военных снайперов.
Сейчас Леманн является главой целого шпионского синдиката имени себя, его имя тоже является брендом, как и имя другого известного шпиона — итальянца Карло Паулино. В их синдикатах, в свою очередь, на поприще «разведки» трудятся настоящие безымянные мастера маскировки и фотоохоты, которые молчаливо проводят время в кустах вокруг автополигонов и раньше срока добывают дорогостоящую информацию о развитии мирового автопрома.