Калининградский «Автотор» за последние несколько лет стал производить на льготных условиях сразу несколько новых бюджетных моделей, приносящих предприятию сверхприбыли. Компания пользуется льготами в рамках закона об особых экономических зонах (ОЭЗ) в Калининградской области, предоставляющего ей серьезные преференции в налогообложении на ввозимые комплектующие. Другие производители получают сопоставимые с этим льготы лишь в обмен на обязательство в дальнейшем организовать у себя промышленное производство, включающее сварку, окраску и т. д. Профильные министерства и ведомства работают над тем, чтобы перевести «Автотор» на режим, аналогичный «промышленной сборке». Несмотря на то что среди лоббистов спецрежима на производстве по-прежнему много политиков, аналитики сходятся во мнении, что в скором времени МЭРТ добьется своего и сравняет условия производства в Калининграде с остальными регионами.
В пользу того, что вскоре предприятие лишиться своих льгот, свидетельствуют и нынешние претензии к нему со стороны российской таможни.
Калининградское таможенное управление предъявило ЗАО «Автотор» исковые требования по недоплаченным таможенным сборам на сумму около 2 млрд рублей, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителя управления местной таможни. «Калининградская таможня направила в арбитражный суд Калининградской области несколько десятков исковых заявлений, в которых требует взыскать с «Автотора» недоплаченные таможенные платежи на общую сумму около 2 млрд рублей», — сказал он.
Таможня считает, что «Автотор» неправильно рассчитывает таможенную стоимость ввозимых комплектов автозапчастей, из которых затем собирает автомобили.
«Предприятие рассчитывает платежи за каждый узел и деталь будущей машины в отдельности. Однако таможня требует, чтобы платеж проходил как за целый автомобиль, но в разобранном виде», — пояснил собеседник агентства.
Как пояснил «Газете.Ru» заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России (ОАР) Алексей Сереженкин, с одной стороны, прежний закон, предоставляющий калининградскому предприятию право ввозить автокомплектующие для своего производства на льготных условиях, по-прежнему действует. С другой, отмечает Сереженкин, в таможенном уставе действительно есть оговорка о том, что в тех случаях, когда в РФ ввозится продукция в разобранном виде, которой для трансформации в готовое изделие требуются простые сборочные операции, может рассматриваться как целый груз. Право интерпретировать каждый конкретный случай за собой оставляет Федеральная таможенная служба. Представитель таможни рассказал «Интерфаксу» о том, что недавно этот вопрос рассматривала спецкомиссия ФТС РФ. «Судя по выставленным искам, в Москве пришли к выводу, что требование региональной таможни обоснованно», — заключил источник агентства.
По мнению аналитиков, нынешние претензии таможни возникли как следствие смены правительства и изменения расстановки сил. Как заметила Наталья Сорокина, аналитик по автопрому ИК «ЦентрИнвест», такое развитие ситуации было вполне предсказуемо. «Положение завода было очень зыбким, незащищенным с любой точки зрения», — заметила Сорокина. В 2006 году «Автотор» выпустил 39,8 тыс. автомобилей, в том числе марок KIA, BMW, Hummer, Chevrolet, Chery. Среди моделей, которые сейчас производятся в Калининграде, много недорогих и популярных в России автомобилей. «Введение новой таможенной пошлины, даже в том случае, если арбитражный суд признает претензии таможни справедливыми, не скажется на конечной стоимости машин. Однако сам по себе данный факт говорит о том, что не за горами и более серьезные перемены. В случае если заводу придется освоить режим «промсборки» (окраску, сварку и т. д.), стоимость автомобилей возрастет на 15–20%, а существование «Автотора» окажется под серьезной угрозой», — резюмировала аналитик.