Мэр Москвы Юрий Лужков снова вернулся к теме «реинкарнации» столичной автомобильной промышленности. На сей раз это произошло во время открытия нового техцентра Porsсhe в Химках. Чтобы подчеркнуть важность события для фирмы, из Германии в Москву приехал глава Porsche AG доктор Венделин Видекинг. К нему присоединился экс-канцлер Германии Герхард Шредер, который ныне занимает пост председателя совета акционеров Североевропейского газопровода. Беседуя с Видекингом и Шредером, Лужков предложил им сотрудничество, передает «Интерфакс».
Предложение было неожиданным для немцев – начать совместное производство автомобилей на московском заводе ЗИЛ.
«На заводе мы выпускаем грузовики средней грузоподъемностью 3,5 т, — рассказал мэр Видекингу. — Мы приглашаем вас, может быть, собирать или производить Porsche на ЗИЛе».
Мэр Москвы посвятил немцев в историю вопроса: «У нас есть два автомобильных завода. На одном мы развиваем производство совместно с Renault и выпускаем сейчас порядка 130 тыс. машин Renault в этом году, а в 2008-м планируем выпустить до 250 тыс. Renault на территории «Москвича» — это в два раза больше, чем производил сам «Москвич» в советские годы».
Президент Porsche был, по наблюдениям присутствовавших, удивлен словами Юрия Михайловича. Однако немецкий бизнесмен быстро нашелся и ответил мэру, что в компании всегда заинтересованы в сотрудничестве и обязательно рассмотрят его предложение «в свете того, что Porsche является крупнейшим акционером фирм Volkswagen, Audi и Skoda».
Видекинг также отметил, что московские власти всегда помогали его компании развивать бизнес в России. Помощь в реализации проекта нового техцентра глава компании отметил подарком: передал правительству Москвы автомобиль Porsche Cayenne S, предназначенный для использования пожарной службой города. На заводе в Зуффенхаузене внедорожник премиум-класса оборудовали двумя кислородными агрегатами, аппаратом для дыхания долговременного действия, синими проблесковыми огнями, лебедкой и различными специальными инструментами. Лужков не остался в долгу – от него Видекинг получил в подарок сплетенного на манер лаптей мишку.
На первый взгляд предложение Лужкова может показаться «смелым».
Однако эксперты считают, что правительство Москвы уже на протяжении некоторого времени ведет с немецким концерном переговоры, от которых зависит судьба ЗИЛа.
Аналитик компании «Церих Кэпитал Менеджмент» Роман Ткачук связывает предложение Лужкова с недавно внесенным в Мосгордуму законопроектом о налоговых льготах для автопроизводителей. Вопрос о снижении на территории столицы региональной доли налога на прибыль для производителей легковых автомобилей с 17,5% до 13,5% решается в данный момент московскими парламентариями.
«Переговоры о сотрудничестве с «Порше» и с кем-то еще могли идти и раньше – такие вещи не афишируются сразу», — отмечает аналитик. По его мнению, законопроект в случае одобрения его Мосгордумой может стать реальным стимулом для прихода крупных автопроизводителей в российскую столицу.
В начале сентября мэр Москвы еще не успел сделать никому громких предложений, поэтому льготу расценивали скорее как «подарок» ОАО «Автофрамос» — единственному пока московскому автопроизводителю, собирающему «Рено» на площадях «Москвича». На самом же деле постоянные слова московских чиновников о том, что «льгота – для всех», а не только для «Автофрамоса», были правдой и означали попытку столичных властей вступить в борьбу за «зарубежного автопроизводителя».
По мнению Ткачука, легендарные спорткары Porsche, конечно, не будут собираться на соседнем конвейере с «Бычками» — куда более вероятно появление «московских» Volkswagen, Audi и Skoda.
Уже в октябре-ноябре этого года модели Volkswagen и Skoda начнут сходить с конвейера в Калуге. «Калужское производство — не помеха началу сборки других моделей этих марок в Москве», – считает эксперт.
До сих пор разговоров о производстве Audi в нашей стране не было вообще – хотя марка завоевала большую популярность среди россиян. Аналитики не исключают возможности того, что с подачи Porsche конкуренцию калининградскому BMW составит Audi московской сборки.