В ночь с пятницы на субботу, то есть с 11 августа, начинает действовать часть новых статей «автомобильной главы» административного кодекса, предусматривающих увеличение штрафов за нарушения Правил дорожного движения, а также устанавливающих наказание за то, что ранее нарушением не считалось. Так, например, сотрудники ГАИ будут иметь полное право остановить и оштрафовать на 300 рублей водителя, говорящего за рулем по телефону без использования системы hands free. Также появилось наказание в виде штрафа 100 рублей за невыполнение требования Правил занять на дороге крайнее положение перед поворотом направо, налево или разворотом.
За управление автомобилем без госномера по старому законодательству надо было заплатить 2500, а по новому — 5000, стало возможным также лишение за это прав сроком на 1–3 месяца. Причем появилось разграничение по спорному доселе моменту: ездой без номеров считается езда именно без обеих табличек номерного знака — переднего и заднего. Наличие хотя бы одной таблички будет расцениваться лишь как «несоответствие требованиям» и караться не слишком сурово.
Также законодатели разрешили старинный спор, что именно считать «выездом на полосу встречного движения» и как за это наказывать.
Теперь выезд на «встречку», соединенный с поворотом налево, разворотом и объездом препятствия, будет считаться менее тяжким нарушением, и прав за него лишать не будут — только оштрафуют на 1000–1500 рублей. Зато санкции за выезд на «встречную», «соединенный с движением навстречу транспортному потоку» ужесточились — за это нарушение наоборот предусмотрено наказание только в виде лишения прав на 4–6 месяцев.
Объезд пробки по тротуару теперь станет невыгодным — 2000 рублей вместо прежних 100, это решение законодатели приняли, чтобы обезопасить пешеходов. Однако и для пешеходов наказание за нарушение Правил ужесточили, установив, таким образом, справедливость. С 11 августа нарушение ПДД пешеходом, «повлекшее создание помех дорожному движению», оценивается в 300 рублей вместо прежних 100, а штраф за нарушение ПДД пешеходом, повлекшее ДТП с причинением легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, возрастет со 100–300 рублей до 1000–1500.
Однако эти изменения — лишь первый этап вступления в силу новых, более жестких санкций для автомобилистов.
Разрабатывая новую редакцию «автомобильной» главы КоАП, законодатели предусмотрели три этапа вступления его в силу. 11 августа — только первый из них, когда повышаются тарифы лишь за самые незначительные ( и «дешевые») нарушения. Начальник Управления правового регулирования ГАИ России Владимир Кузин рассказал, что во вторую и третью очередь начнут действовать те статьи, которые требуют от ГАИ некоторых приготовлений в плане технической оснащенности. Например, за нарушения, которые будут зафиксированы камерами в автоматическом режиме, штрафовать будут лишь с 1 июля 2008 года, когда техника будет установлена на запланированные места.
С 1 января нового 2008 года следует ожидать вступления в силу статей, предусматривающих административный арест на 15 суток за езду без прав для лиц, лишенных права управления, тех, кто сел за руль, переборщив с горячительными напитками, и граждан, не имеющих права управления и отказывающихся пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Арест будет заменен штрафом в 5000 рублей лишь для беременных женщин, женщин имеющих детей в возрасте до 14 лет, лиц, не достигших 18-летнего возраста, а также для инвалидов 1 и 2 групп.
С Нового Года увеличится также сумма штрафа за проезд на запрещающий сигнал светофора: 700 рублей вместо 100. За непристегнутый ремень безопасности, на который ранее милиция неофициально закрывала глаза, в 2008 году придется платить уже не 100, а целых 500 рублей.
«Законодатель учел опыт таких стран, как Франция, Великобритания, Германия и Нидерланды. Новая система соответствует Европейской Конвенции о дорожном движении, открытой для подписания в 1968 году», — сказал Кузин. По его словам, основной смысл плавно вступающего в силу закона сводится к тому, чтобы урегулировать взаимоотношения между гаишниками и водителями. «Действующие пока нормативные акты содержат в себе достаточно расплывчатых формулировок, формирующих плодородную почву для возникновения разного рода неточностей и злоупотреблений. Новый закон стремится к тому, чтобы по максимуму их устранить», — пояснил полковник.
Например, он упрощает некоторые процедуры. В случае нарушения Правил физическим лицом протокол об административном правонарушении вообще не составляется. Инспектор на месте оформляет постановление-квитанцию на выплату штрафа. Это практиковалось и ранее, но лишь в том случае, если сумма штрафа не превышала 100 рублей.
Причем теперь после оплаты штрафа ехать в управление ГАИ и отдавать платежку инспектору не нужно — обязанность отслеживать уплату штрафов возложили на самих милиционеров.
Кузин отметил, что наказания были ужесточены в основном за те правонарушения, которые в статистике ГАИ фигурируют как главные причины ДТП. «Законодатель исходил из того, что 27% аварий в прошлом году совершались из-за превышения скорости, 10,5% — из-за выезда на встречную полосу, 7,9% — пьяными за рулем, 13% — лицами, вообще не имеющими права управлять автомобилем».