Традиция держать клиента за идиота имеет бородатую историю. Доверчивый, разрываемый слабостями американец клевал на бадж-инжиниринг, как ершик на блесну, и полвека назад. И раскошеливался на тот же рыдван, как у соседа, только шикарнее салоном, мощнее двигателем и непомерно понтовее маркой. Собственно, так и родился «Меркюри» — первоначально тот же Ford с восьмицилиндровым двигателем, но с кузовом кабриолет и шикарным салоном. Выбор марки явно заигрывал со счастливой звездой американских коммивояжеров.
Пара-тройка удачных сделок дарила возможность мелкому американскому торговцу, жившему в квартале сплошных «Фордов», стать обладателем самого «Меркурия».
И тем наполнить жизнь своих менее удачливых соседей приступами бессильного бешенства…
Отделение «Меркюри» было создано в 1939 году по личной инициативе Эдсела Форда, сына Генри Первого. Машины Mercury отлично раскупались перед войной и после войны. «Фордовцам» удалось как-то залучить в поклонники Mercury даже президента Гарри Трумэна. Mercury 1949 г. тоже делался в связке с «Фордом». Переделывать «Меркюри» тех времен более всех других машин обожал будущий создатель Batmobile и множества машин кино Джордж Бэррис. Низкий силуэт и плавное «спадание» кузова назад, характерные для Mercury, были в особом фаворе у молодых. И все же с сороковых марка развивалась в рамках отделения Lincoln-Mercury: хозяевам Ford Motor было важно, чтобы она позиционировалась как «Линкольн-младший». По-хорошему, и Ford, и Chrysler, и даже American Motors равнялись в своем корпоративном строительстве на General Motors. Именно GM умудрилась безошибочно выстроить социальную лестницу своих брендов так, чтобы клиент фирмы, восходя к заветной Американской Мечте, менял «Понтиак» на «Олдсмобиль», «Олдсмобиль» на «Бьюик», а «Бьюик», конечно, на «Кадиллак».
При этом существовали многочисленные дилерские схемы скидок и взаимозачетов, позволявшие удержать клиента именно в рамках этой лестницы, не пуская к конкурентам. И в Ford делали на Mercury ставку.
У марки появились свои дизайнеры, а с ними и вполне самостоятельное лицо, которое к тому же быстро облагораживалось.
Mercury Montclair и Monterey 1956 года ещё несли огромную клыкастую морду с фальшивым радиатором, широкие вертикальные задние фары и округлый багажник, напоминавший о сороковых. Montclair и Monterey 1957 года уже щеголяли аккуратными хромированными зубками и остреньким хвостом, наискось прорезанным клинышками фар (почти как физиономия у гейши).
Запал движка скакнул от 210 л. с. к 255 л. с. всего за год. Мало того, на весь модельный ряд, включая универсалы Colony Park, распространялась опция — установить двигатель в 290 л. с. от «Дорожного Крейсера» (Turnpike Cruiser), флагмана марки. Двигатель Mercury Parc Lane 1958 г. и вовсе развивал от 312 до 400 л. с. Правда, этого лица хватило ненадолго: с начала 60-х марка начала хиреть.
Новая звезда корпорации Ford, создатель «Мустанга» Ли Якокка, получив под свое начало отделение Lincoln-Mercury, обнаружил, что Mercury не вызывает стойких ассоциаций, как Buick, Chrysler или Pontiac. Но стоило такой «звезде», как Ли, заняться Mercury, дав новому Cougar 1967 года с вертикальными фарами крепкую рекламу, как марка воскресла. Ли отправил ораву дилеров в такой фам-тур на Карибы, что воспоминания о нем носились от Скалистых гор до Флориды. Естественно, продавцы, предвкушая новые праздники, силились поставить рекорды в продажах именно Mercury.
Напротив, последующую блеклость марки специалисты связали именно с отсутствием людей, для которых работа над ней была бы личным делом.
В кризис начала 80-х в корпорации в основном спасали «Форд» с «Линкольном», а «Меркюри» занимались в довесок. В итоге с 80-х гг. Mercury снова стали не мини-«Линкольнами», а «Фордами». Mercury дублировали Ford Taurus, Mondeo, Escort, Explorer, давая владельцу люксовой версии «Форда» быть узнанным среди народа. Впрочем, Mercury делали и на основе Nissan и Mazda, шильдик с буквой М активно использовали для продаж европейских «Фордов» в Америке и всевозможных двухдверных версий «американок» в Японии и Австралии. В 1978 г. под маркой Mercury выпускалось 580 тысяч машин, в 1993 г. — 400 тысяч, к концу 90-х — двести тысяч в год. Благодаря Голливуду и детективной литературе за Mercury до сих пор тянется шлейф «полулюкс», и дилеры Lincoln (а на американском рынке все дилерами начинается и все ими же и заканчивается) по-прежнему с удовольствием берут «Меркюри» в свои салоны.
Будущее марки туманно. То под маркой появляются новые концепты, то, играя в свои «наперстки», маркетологи Ford дискутируют: а не сбросить ли балласт. В последних версиях Mercury больше тяготеет к Lincoln, а дизайнеры подумывают сделать под маркой чисто дамские машины — так сказать, «Линкольны» для прекрасного пола.