Согласно официальной статистике ГАИ, всего в России за период с января по июнь 2007 года произошло 98614 ДТП, в которых погиб 12901 человек и были ранены 123069. По сравнению с первым полугодием 2006 года цифры увеличились на 10%.
Первые места в «рейтинге» регионов занимают Москва и Московская область. В Москве с января по июль произошло 7287 аварий, в результате которых погибли 518 человек, а были ранены более восьми тысяч. Московская область то ли отстает, то ли лидирует: общее количество ДТП — 6466, а погиб в итоге 1251 человек. Немного отстают от столичного региона Санкт-Петербург с Ленинградской областью — 5664 ДТП, 564 погибших и 6732 человека раненых. Высокие показатели аварийности демонстрируют и Вологодская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области, Красноярский и Краснодарский края, Татарстан и Башкирия — в каждом из этих субъектов федерации за шесть месяцев произошло от двух до двух с половиной тысяч аварий. Погибли в каждой из этих областей, краев, республик порядка трехсот человек.
Больше всего аварий происходят по вине водителей. Причиной 82110 из 98614 ДТП стало нарушение правил водителями, причем причиной 6485 ДТП явилось нетрезвое состояние водителей.
Однако кроме нарушений были и дополнительные факторы, спровоцировавшие катастрофу. 19798 происшествий случились по причине плохого состояния дорог и улиц, когда водитель, например, выехал на встречную полосу чтобы объехать яму. 936 аварий были спровоцированы техническими неисправностями автомобилей. В 18813 авариях виноваты пешеходы. Также за указанный период случилось 10346 ДТП с участием детей, в которых 424 ребенка погибли, а 10674 получили ранения.
Впрочем, данные цифры не полностью отражают реальную картину. Во-первых, многочисленные мелкие аварии, особенно в регионах, остаются неучтенными. Во-вторых, российская система учета смертей отличается от мировой практики. ГАИ считает жертвами ДТП только тех, кто погиб в течение семи дней после аварии. Если человек скончался на восьмые сутки, он уже в гаишную статистику не попадает и будет числиться раненым. Поэтому статистика врачей по смертям на дорогах традиционно на 10–12 тыс. жертв больше, чем насчитывают в ГАИ. При этом в Минздраве поясняют, что во всем мире принято считать человека погибшим в аварии, если он умирает в течение месяца после катастрофы.
Некорректность своей статистики признают и в ГАИ.
«Рост на десять процентов — это еще неплохо. Тем более это только первое полугодие», — сказал руководитель отдела пропаганды ГАИ России Владимир Шевченко. По его мнению, за такими цифрами, как правило, «вообще ничего не стоит», потому что рост или снижение числа аварий изначально приблизительный показатель: «В одном субъекте федерации прибыло, в другом убыло. А конечные цифры колеблются несущественно».
В высокой аварийности в стране гаишники традиционно винят водителей. «До человека должно дойти, что посадить в машину себя, своих детей и не попасть в аварию с гибельным исходом — дело не только милиции, но и его самого. Нет культуры вождения, нет самосознания», — сказал Шевченко.
Правозащитники же убеждены, что ответственность за положение с аварийностью в стране несут в первую очередь представители ГАИ. Депутат Госдумы Виктор Похмелкин считает, что необходимы кардинальные управленческие реформы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: «Можно сколько угодно ужесточать наказания и давать десятки миллиардов на целевые программы, однако ничего не изменится до тех пор, пока не будет создан единый федеральный орган, отвечающий за безопасность дорожного движения, за три основные проблемы: общее количество ДТП, смертность и пробки».
Такой орган, по замыслу депутата, должен был бы контролировать все факторы, влияющие на безопасность на дорогах, в том числе и состояние дорог и автопарка в стране.
Похмелкин приводит в пример Национальную администрацию по безопасности дорожного движения США, куда входит и дорожная полиция. Поскольку «там есть с кого спросить», при гораздо большем количестве автомобилей общее количество ДТП в США примерно равно нашему, а смертность ниже.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин видит причину в несовершенстве законодательства. «На Западе законодательные вопросы решаются гораздо более последовательно: создается комиссия в составе финансистов, психологов, социологов, водителей и полицейских. Они все вместе, опираясь на социологические и технические исследования, определяют правила, объем штрафов и т. д. А у нас это решается несерьезно и по московским меркам», — рассказал Травин.
Кроме того, в России, по мнению правозащитника, никто не делает попыток выяснить те причины, по которым, собственно, совершается каждое конкретное нарушение ПДД, которые часто совершаются из-за неудобных развязок, безграмотно организованного движения или колдобин на дорогах: «Важно бороться с причиной нарушений, это гораздо эффективнее».