Еще в период «нового времени» набиравший вес в обществе класс буржуа стремился компенсировать свое достоинство перед постепенно увядающей аристократией предметами роскоши. Среди многочисленных атрибутов китча нуворишей дорогая карета занимала не мене значительное место, чем старинный замок или негр-лакей. Благодаря техническим достижениям двадцатого века карета спрятала лошадей под капот и стала демократичным автомобилем, но при этом сохранила за собой право на роскошь для обеспеченного хозяина.
Не так давно число дорогих «игрушек» пополнилось за счет люксовых внедорожников. Нашпигованный проходимец с престижным шильдиком стал таким же фетишем для состоятельных бизнесменов и богатых денди, как и итальянские спорткары или немецкие родстеры. Не удивительно, что один из самых динамично развивающихся сегментов привилегированных автомобилей привлек внимание авторитетного политико-экономического журнала Forbes, который опубликовал собственный рейтинг дорогих вездеходов.
Главной задачей экспертов Forbes состояла в том, чтобы определить пригодность модных люксовых SUV для езды по труднопроходимой местности. По условиям принять участие в испытаниях имели право автомобили, цена которых не менее тридцати тысяч долларов на территории Америки. Помимо стоимости внедорожники должны были иметь традиционные качества серьезных джипов, такие как привод на четыре колеса с понижающейся передачей и блокировку дифференциала — обычно это необходимо для медленного передвижения по трудным участкам, где водитель не может одолеть препятствие на скорости. Кроме этого
эксперты обращали внимание на высоту дорожного просвета вездеходов, угол движения при езде по препятствию и съезде с него.
Лидером рейтинга эксперты Forbes провозгласили Hummer H2. Несмотря на то что «Хаммер» стал «талисманом» пожирания бензина, он доказал, что американцы не зря его выбрали в качестве транспорта для «демократии». Вездеход H2 может преодолевать препятствия высотой до 60 сантиметров, а высокий передний и задний клиренс позволяет карабкаться по камням и вспахивать грязевую распутицу.
За Hummer в рейтинге значатся Range Rover и Mercedes-Benz GL450. Хорошо обеспеченный английский «джентльмен» Range Rover всегда считался неплохим проходимцем, на фоне этого третье место Mercedes-Benz GL450 выглядит сюрпризом. Представленный в 2007-м, GL450 в отличие от большинства рамных полноприводных собратьев выполнен на основе армированного кузова, и от него скорее ожидались хорошие шоссейные показатели, нежели марафоны на бездорожье.
За тройкой лидеров по убыванию следует Land Rover Discovery, Range Rover Sport, Lexus LX 470, Mercedes-Benz G500, Porsche Cayenne, Lexus GX 470, VW Touareg. Очевидная доминанта Land Rover в рейтинге Forbes может подсластить пилюлю будущим владельцам английской марки, помимо проблем с рентабельностью они приобретут от «Форда» в наследство неполадки с надежностью «Лендровера». В опросе авторитетного американского консалтингового агентства J.D. Power & Associates в 2007 году Land Rover занял последнюю строчку по первоначальному качеству автомобилей.
В целом результаты рейтинга утвердили лидирующие позиции давнишних игроков рынка.
Правда, ветеран люксовых джипов «Гелендваген» заслужил лишь седьмую позицию. Хоть мужественная немецкая «коробка», а по совместительству армейский вездеход бундесвера изменяется с периодичностью, достойной «Жигулей», тем не менее автомобиль предлагается с тремя отдельными блокирующимися дифференциалами, что позволяет добиться неплохой проходимости.
Неожиданным оказалось и последнее место популярного в Европе и России Volkswagen Touareg. Новичок люксового сегмента автомобилей не смог пробиться выше десятой позиции среди чопорных коллег. Выполненный на схожих компонентах, что и Porsche Cayenne, автомобиль может покорить 45-градусный подъем, но это не произвело никакого впечатление на экспертов. Впрочем, внедорожные возможности более дорого Cayenne не далеко ушли от «Туарега»: обогнав в рейтинге лишь маленький Lexus GX 470, Porsche занял восьмую позицию.
Однако рейтинг Forbes не отражает другой особенности дорогих внедорожников. Как правило, у обладателей подобных машин редко возникает желание ковыряться в грязи либо покорять трудные изменчивые горные перевалы. Несмотря на неплохие показатели по проходимости, большинство этих машин остаются для своих хозяев лишь предметом имиджа. Как показало исследования компании AutoPacific, специализирующейся на консалтинге и исследованиях автомобильного рынка, большинство хозяев дорогих вездеходов предпочитают на своих автомобилях проделывать чудеса парковки у супермаркета или же совершать небольшие вояжи до загородного домика. Только чуть больше семи процентов владельцев внедорожников используют их для езды в условиях серьезного бездорожья.
По словам президента AutoPacific Джорджа Питерсона, это происходит, потому что большинство покупателей внедорожников исходят из того, что помимо всех плюсов их автомобиль должен забираться на макушку горы, даже если это никогда не понадобится. «Равным способом это делает роскошный SUV эквивалентом профессиональной дорогостоящей печи с широким диапазоном опций. Ее хозяева очень хотели бы считать, что имеют высококачественные инструменты, для приготовления на скорую руку гурманских блюд, но как правило такая потребность не возникает» — отмечает Питерсон.