В четверг состоялась презентация Профессиональной ассоциации противодействия угонам транспортных средств, которая объединяет ряд страховых компаний и компаний, торгующих противоугонными системами. Видимо, выплатив около пяти миллиардов рублей владельцам угнанных автомобилей, страховщики ищут новых партнеров, чтобы компенсировать свой ущерб.
С целью снижения потерь страховщики делят все автомобили на две группы по вероятности их угона — рискованные и нерискованные. По словам специалиста «Ингосстраха» Владимира Крючкова, есть автомобили, у которых риск угона настолько велик, что страховые компании отказываются их страховать.
А, например, для того чтобы оформить полис каско на Toyota Land Cruiser 100 или Mercedes E500, которые пользуются большим спросом у угонщиков, необходимо накупить себе на несколько тысяч долларов противоугонных устройств.
Чтобы можно было застраховать автомобиль этой ценовой категории, он должен обязательно иметь три уровня защиты.
Во-первых, это система идентификации, которая может отличить угонщика от владельца автомобиля. Во-вторых, это иммобилайзеры — электронные жучки, блокирующие запуск двигателя по сигналу от противоугонной системы. И, в-третьих, поисковые системы, которые используют либо спутниковую систему навигации, либо радиосигнал, либо и то и другое для определения места расположения автомобиля в режиме реального времени. Последние считаются самыми эффективными, так как помогают обнаружить автомобиль уже после того, как его угнали. Кроме этого с помощью такой системы можно подать тревожный сигнал, если на владельца в автомобиле нападают грабители.
Установка базовой системы спутникового и радиопоиска стоит около 75 тыс. рублей. Плюс за нее необходимо ежегодно платить абонентскую плату около 20 тыс. рублей.
Правозащитники боятся, что таким образом водителей хотят «подсадить» на дорогую услугу. Лидер «Свободы выбора» Вячеслав Лысаков опасается, что члены ассоциации могут пойти и дальше, аргументируя ужесточение правил тем, что все технологии постоянно устаревают: «Вполне можно предположить, что в ближайшее время продлить договор каско на следующий год можно будет, только купив себе противоугонную систему следующего поколения», — считает Лысаков.
В результате партнерство страховщиков и продавцов противоугонных систем станет прибыльным даже при росте числа угоняемых машин.
Однако даже использование самых совершенных систем защиты не гарантирует, что автомобиль стоимостью 80 тыс. долларов не угонят. «Угон автомобилей в России — это профессиональный бизнес со своими издержками и прогнозируемой прибылью. И пока это соотношение таково, что если автомобиль »заказан«, то его угонят», — признает заместитель генерального директора «Ингосстраха» Игорь Ямов. Его поддерживает Крючков: «Для нейтрализации поисковых систем сейчас применяются »глушилки« — источники электромагнитных волн, которые подавляют сигнал от передатчиков противоугонной системы. Спутниковый сигнал слабее, и поэтому чаще всего угонщики глушат его. Однако при наличии достаточно мощного генератора можно заглушить и радиосигнал».
Сами производители поисковых систем возможности «глушилок» отрицают и вину за то, что их оборудование не всегда спасает от грабителей, перекладывают на гаишников.
«Нигде в мире сотрудники правоохранительных органов не реагируют так плохо на сообщения поисковых операторов, как в России, — заявила замгендиректора »Мегапейджа« Мариат Торшхоева. — Мы звоним в ГАИ и говорим, что там-то в третьем ряду с такой-то скоростью едет угнанный »Лендкрузер-сотка«, а нам в ответ: я на своей »десятке« за »Лендкрузером« в третьем ряду не поеду, я не самоубийца».
<1>Старший инспектор ГАИ Москвы Илья Мальков опровергает эти обвинения и считает, что поисковые системы не эффективны совсем по другой причине. «Сейчас на дорогие автомобили чаще всего совершаются разбойные нападения. В автомобиль к водителю вламывается грабители, его связывают, кидают на заднее сиденье, и там его начинают »топтать«. При этом владельца расспрашивают, где »тревожная« кнопка, стоит ли спутниковая поисковая система и так далее. В результате он им сам все рассказывает, воры все жучки отключают, на границе Московской области выкидывают владельца из машины — и все, машину уже не найти», — пояснил Мальков.
По статистике гаишников, в прошлом году воры пытались угнать 799 машин, оборудованных поисковыми системами. Из них 249 так и не удалось найти.
Таким образом, крайним в этой цепочке оказывается водитель, который, если его автомобиль занимает первые строчки в рейтингах угона, должен не только по полной платить за страховку, но и покупать защитные системы за несколько тысяч долларов. И при этом от угона он все равно не застрахован. Кстати, охраняемый гаражный комплекс и платная стоянка тоже сохранность автомобиля не гарантируют. По словам Крючкова, угонщики, наоборот, «любят» такие места: «Среди автомобильных краж лидируют угоны от места жительства или места работы автовладельца. То есть с тех площадок, где автомобили оставляют на длительный срок». «Сейчас, по статистике, лидируют не быстрые угоны, а, наоборот, угоны с охраняемых ночных парковок и других защищенных мест, когда у воров есть 8–10 часов, чтобы все что нужно спокойно разобрать, все винтики разложить по пакетикам», — согласен с ним Игорь Ямов. При этом грабители совершают так называемые интеллектуальные угоны — то есть открывают и заводят автомобиль, расшифровывая коды электронных систем защиты.
По статистике гаишников, такие площадки также занимают первое место у угонщиков. Но, так как в их статистику входят не только новые иномарки, которые чаще всего страхуют по каско, интеллектуальные воровские методы по их данным не лидируют. По словам Малькова, при угоне отечественных автомобилей, которые все еще угоняют чаще других, «интеллектуальные» способы используют редко. «Сейчас наши машины крадут просто на »веревке«. Отключают штатную сигнализацию, дублирующая система не дает завести двигатель, тогда они просто оттаскивают ее на »галстуке« на специально подготовленную площадку», — пояснил он.