В преддверии отмены моратория на рост цен на топливо, действующего до конца текущего года, исследовательский центр РОМИР попытался выяснить, что думают соотечественники о ценах на бензин. Опрос проводился в интернете. Респондентам предложили ответить, в чем, по их мнению, заключается основная причина роста цен на топливо и каков критический предел цены на бензин, при котором они значительно сократят использование личного автомобиля. На вопросы ответили 1696 человек в возрасте от 18 лет.
Сначала участников опроса попросили назвать виновника роста цен на бензин в России.
Из вариантов ответов на вопрос, как Вы думаете, в чем заключается основная причина роста цен на бензин в России, большинство (35%) выбрало «стремление нефтяных компаний к получению сверхприбылей». Этот ответ характерен для жителей всех федеральных округов России. Мужчины по сравнению с женщинами в большей степени склонны обвинять ненасытность нефтяных компаний в погоне за прибылью — 39% против 26% соответственно. Мнения о виновности нефтяников в росте цен придерживаются преимущественно респонденты старше 35 лет (45%). Несколько чаще, чем по выборке в целом, на такую причину роста цен на бензин указывали респонденты со средним уровнем дохода (40%).
Примерно столько же (33%) связали отечественный рост цен на бензин с глобальным — на нефть. Чаще всего такой ответ давали жители Сибири (34%), реже — центра России (28%). О взаимосвязи роста цен со стоимостью нефти значительно чаще говорили женщины — 42%, нежели мужчины — 28%. Молодежь в возрасте 18–24 лет и люди с высоким уровнем дохода также предпочитают думать, что российский бензин дорожает вслед за американским — 39% и 35% соответственно.
Каждый четвертый (25%) полагает, что рост цен на бензин происходит по причине нежелания государства регулировать цены в отрасли.
Такой вариант ответа на уровне среднероссийского показателя давали жители всех федеральных округов и во всех социо-демографических группах. Еще 4% обвинили владельцев АЗС, сговорившихся для повышения цен, а 1% считают, что нефть кончается в самой России (вариант «результат истощения российских нефтяных запасов»).
Участников опроса также попросили указать критический предел стоимость литра бензина, при котором они будут вынуждены существенно меньше ездить на автомобиле или поменять его на более экономичный. Предлагалась цена в 20, 30, 40 и 50 рублей за литр бензина Аи-92, а также варианты ответа «меньше ездить на машине не стану, несмотря ни на что», «нет автомобиля» и «другой».
Как показал опрос, почти треть российских автомобилистов (28%) будут вынуждены ездить меньше или пересаживаться на малолитражку уже при достижении порога в 20 рублей за литр Аи-92.
<1>Причем в Сибирском округе о таком пороге сказали 34% опрошенных — это самый высокий показатель среди опрошенных. Такой ответ несколько чаще давали мужчины — 31%, женщины находят такую цену приемлемой гораздо чаще — критичной ее сочли только 22% респондентов. Большинство автомобилистов с низким уровнем дохода (37%) находят цену в 20 рублей за литр близкой к критической отметке.
Чуть больше участников опроса (29%) готовы мириться с ценами до 30 рублей за литр. Несколько чаще, чем все остальные, об этом говорили жители Центрального федерального округа (35%). Интересно, что даже среди опрошенных, считающих свой уровень дохода высоким, стоимость литра бензина в 30 рублей находят критически высокой более трети от общего числа — 32%. Двадцать два процента из отвечавших на вопрос о цене бензина указали, что не имеют автомобиля.
Другие отметки, при которых бензин станет для россиян роскошью, упоминались в ответах значительно реже. Так, порог 40 рублей за литр обозначили 7% респондентов, 50 рублей за литр — 3%.
Нашлись и люди, для которых цена на бензин не имеет абсолютно никакого значения — 7% респондентов выбрали вариант «меньше ездить не стану, несмотря ни на что».
Как правило, такой ответ давали респонденты в возрасте 35–44 лет (12%) и обладатели высокого уровня доходов (9%). К сожалению, никто не спросил у них о профессиональной принадлежности. А возможно, что именно они добывают нефть и разливают бензин по бензобакам автомобилей.