Проблема с безопасностью дорожного движения по-настоящему появилась в России 15 ноября, сразу после выступления на эту тему Владимира Путина. Тогда президент публично утвердил концепцию «Повышения безопасности дорожного движения до 2012 года» и одобрил выделение на ее реализацию $2 млрд. В понедельник депутаты Госдумы на заседании «круглого стола» по безопасности на дорогах предлагали различные меры по улучшению дорожного движения и снижению аварийности в крупных городах. По словам первого заместителя председателя комитета по безопасности Госдумы Геннадия Гудкова, это особенно важно, потому что аварийность в мегаполисах в десять раз выше, чем на трассах и в маленьких городках. «В Москве за прошедшие десять месяцев 2005 года более тысячи человек погибли и больше пятнадцати тысяч были ранены в дорожно-транспортных происшествиях», — подтвердил слова депутата Гудкова начальник ГАИ Москвы Сергей Казанцев.
В ходе заседания «круглого стола» участники пытались выяснить причины высокой аварийности. По мнению заместителя главы ГАИ России Александра Якимова, причина высокой аварийности кроется вовсе не в работе гаишников, а в качестве дорог:
«Половина ДТП в городах случается по ночам — из-за плохого освещения или стершейся дорожной разметки. Еще четверть всех аварий происходит из-за плохих дорог».
И пробки, по словам Якимова, тоже возникают из-за дорог — их не хватает: «За десять лет парк машин в стране увеличился в 2 раза, к 2020 году на тысячу человек будет приходиться 550 машин, чтобы обеспечить их дорогами, нужно воспользоваться опытом США и Канады, где на тысячу жителей приходится 800 машин. Нужно строить внеуличные скоростные автомагистрали, убирать складские зоны из города, ограничить въезд в центр городов и запретить транзитные перевозки через города». По мнению Александра Якимова, проблема кроется в отсутствии государственного системного управления дорожным движением.
Высокий милицейский чин считает необходимым создать единую службу, которая будет отвечать и за организацию движения, и за нанесение разметки, и за работу светофоров.
<1>Его поддержал депутат Виктор Похмелкин, который обычно отвергает все предложения гаишников на корню. «В прошлом году мы проводили проверку по Москве и узнали, что в городе не хватало 5 тыс. знаков приоритета. Это значит, что пять тысяч перекрестков в городе были небезопасными для движения, — рассказал Похмелкин. — В ходе той же проверки мы не смогли найти организацию, которая должна за это отвечать». Депутат предлагает присвоить ГАИ статус министерства и расширить её обязанности. «К этому министерству можно было бы предъявить претензии и за увеличение аварийности и пробок», — предложил Похмелкин.
Депутат Госдумы Александр Хинштейн считает, что строительство дорог и ремонт не смогут улучшить качество магистралей. Дороги, по информации Хинштейна, портятся из-за того, что разрешения, необходимые для международных перевозок в России, продаются в коммерческих фирмах и никто не проверяет, соблюдает ли перевозчик разрешенную в стране весовую норму — 38 тонн. «Недавно был побит рекорд: на одном из контрольных пунктов была остановлена фура весом 105 тонн», — рассказал депутат. Он так же добавил, что по своему обыкновению отправил на этот счет запрос в прокуратуру.
Глава ГАИ Московской области Сергей Сергеев больше всего надеется на ужесточение наказаний за нарушение ПДД. В числе главных причин аварий он назвал превышение скорости, выезд на встречную полосу и управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. «Можно строить новые дороги, и можно пересаживать водителей на безопасные машины, но это не заставит людей садиться за руль трезвыми и соблюдать правила», — сказал Сергеев. Его поддержал глава комитета по безопасности Госдумы Владимир Васильев, который рассказал, что после ужесточения наказания за пьянку число аварий с нетрезвыми водителями снизилось на 12%.
«Возможно, стоит даже конфисковать машину за грубые нарушения», — предложил депутат Васильев.
Замглавы Минтранса Сергей Аристов предложил развивать систему общественного транспорта и усилить контроль за маршрутными такси. В Минтрансе считают, что в 70% аварий с участием маршруток «вина полностью лежит на их неквалифицированных водителях». Аристов также согласился с мнением депутатов о необходимости вывода грузовых машин и грузовых терминалов за территории крупных городов. В министерстве полагают, что должна быть создана система перевозок, в том числе и пассажирских, которая подразумевает более качественную подготовку водителей.
Аристов сказал, что его ведомство подготовило два законопроекта, которые позволят повысить безопасность на дорогах, по крайней мере, в городах: «Устав городского транспорта» и «Общие принципы обеспечения граждан общественным транспортом». Что это за проекты — он не пояснил, но сказал, что сейчас они находятся на рассмотрении правительства.
Как заметил глава комитета по безопасности Владимир Васильев, «заседание «круглого стола» — это только обсуждение». После него депутаты приступят к созданию законопроектов, и неизвестно, какие еще жесткие меры по борьбе с аварийностью они придумают.