«Индекс покупательской удовлетворенности», применяемый на Западе для оценки самых разных товаров, вовсе не означает, что потребитель получает экстатическое наслаждения от взаимодействия с неким продуктом. Это трезвая оценка потребительских свойств приобретенного товара исходя из затраченных на него средств. «Математически» формула индекса могла бы выглядеть так: отношение произведения требований к продукту и его цены к демонстрируемым в действительности качеству и эксплуатационным характеристикам. Чем ближе итоговое число к единице, тем более потребитель доволен покупкой.
Понятно, что с ростом цены растут и требования, предъявляемые к товару, поэтому производителям дорогих автомобилей бывает труднее удовлетворить своего покупателя, чем авторам удачной недорогой малолитражки.
<1>Это объясняет, например, попадание в десятку производителей, автомобилями которых наиболее довольны немцы, российского «АвтоВАЗа» с его «Ладами». Изделия росавтопрома оправдывают ожидания своих владельцев примерно настолько, как и автомобили Suzuki (7-е и 8-е место соответственно). Лидером стал Porsche, причем среди моделей владельцы выделили внедорожник Cayenne — именно этот автомобиль, по мнению большинства опрошенных, предоставляет ровно столько, сколько от него ожидают. На втором месте Subaru, занимавшая в прошлом году первое место.
Автомобили японских марок вообще радуют своих хозяев больше других: все восемь расположились в первой половине списка из 34 производителей.
Из французских марок немцы выделили Citroen: 18-е место, между Audi и Alfa Romeo, тогда как у Renault и Peugeot — только 28-е и 29-е. Собственные, немецкие автопроизводители в рейтинге также расположились неравномерно. Среди купивших BMW, Audi и даже Opel считают свое приобретение удачным намного больше людей, чем среди потратившихся на Mercedes и Volkswagen. Меньше всего довольны своим транспортным средством решившиеся на покупку «Смарта».
Общий рейтинг, где оценивались прежде всего техническое совершенство и надежность автомобилей (надежность вычислялась на основе результатов почти 300 различных тестов и составила около трети от общей оценки), а также имидж марки, выглядит совершенно иначе. Первые пять мест занимают немецкие марки, за которыми следуют Toyota, Mazda, Opel и Citroen. Замыкает десятку Skoda, обошедшая Honda по качеству и надежности. Многие японские марки оказались в аутсайдерах из-за низкого балла по имиджу, однако следует отметить, что при оценке имиджа учитывались еще и затраты на рекламу производителем и ее эффективность. По параметру «техническая инновационность» в лидеры вышли Mercedes и Citroen, а наиболее правильный путь развития, по мнению большинства опрошенных, избрали в Porsche. Наиболее обоснованными можно считать претензии владельцев к Land Rover, FIAT и Chrysler, считают в ADAC, а вот хозяева Alfa Romeo, похоже, готовы мириться с низким качеством итальянских автомобилей.