Американская некоммерческая организация Informed for Life выпустила собственный рейтинг безопасности автомобилей 2006 модельного года. Организация была создана пять лет назад инженером-механиком Майклом Далбургером из Коннектикута. Далбургер задумался об объективной системе оценке безопасности, когда выбирал новый автомобиль и обнаружил, что наиболее распространенные рейтинги предоставляют данные, не соответствующие реальной безопасности автомобиля и часто не соответствующие друг другу. Так, пикап Ford F-150, который собирался приобрести в личную собственность Майкл, получил максимальные пять звезд от Национальной администрации дорожной безопасности США (NHTSA), в то время как Американский институт страхования и дорожной безопасности (IIHS) оценил безопасность автомобиля на «плохо».
Тщательно проанализировав результаты краш-тестов, Далбургер пришел к выводу, что некоторые аспекты рейтингов не имеют реального практического значения для конечного потребителя.
Например, в обеих системах оценки безопасности автомобилей результаты испытаний на удар сзади учитывают при выставлении общей оценки на равных с результатами других испытаний, хотя число погибших в подобных авариях составляет всего 3% от общего числа смертей в автокатастрофах. По данным NHTSA, на фронтальные удары приходится 43% смертей, на переворачивания — 28%, на боковые удары — 26%. В рейтингах IIHS устойчивость автомобиля к переворачиванию игнорируется вообще. В то же время в NHTSA при боковом ударе не учитывают риск травмы головы, который оценивается Институтом страхования.
Кроме того, законы физики действуют на все автомобили без исключения, и вес машины может стать решающим фактором в столкновениях с участием нескольких автомобилей. Однако и NHTSA, и IIHS просто предлагают не сравнивать результаты испытаний на фронтальный удар для автомобилей из разных «весовых категорий». Таким образом,
потребитель не в состоянии определить, в каком автомобиле он будет чувствовать себя безопаснее — в небольшом седане весом 1 250 кг, заработавшим «пятерки» в испытаниях на фронтальный и боковой удары, или во внедорожнике весом две тонны и с четырьмя звездами за безопасность.
<1>Результатом усилий Далбургера стала новая, комплексная система оценки безопасности автомобилей, учитывающая данные обеих организаций, производящих в США краш-тесты, а также вес автомобиля и его стандартное оснащение. Общая оценка по системе Далбургера составляется с учетом следующих одиннадцати показателей: результаты испытаний на фронтальный удар для водителя и пассажира (NHTSA), боковой удар (пассажиры переднего и заднего ряда, NHTSA), испытания на фронтальный удар со смещением по методике IIHS, данные испытаний той же организации на боковой удар и удар сзади, сопротивляемость переворачиванию (NHTSA), вес и класс автомобиля (внедорожник или легковой автомобиль), наличие электронной системы стабилизации траектории движения и боковых подушек безопасности («шторок»).
За среднюю оценку берется 100 — столько присваивается автомобилю, для которого нет данных о безопасности. Чем меньше сотни число баллов, тем безопаснее автомобиль, и наоборот.
Рекомендуемыми к покупке в Informed for Life назвали модели, набравшие менее 70 баллов. Таких в США, по данным организации, пока продается только 17.
В основном это крупные седаны как американского, так и японского и европейского производства. Из производителей в списке наиболее безопасных лидирует Honda: машины этой компании и ее американского брэнда Acura заняли шесть позиций из 17.
Большую часть списка худших по безопасности (безопасность ниже средней присваивалась автомобилю, набравшему более ста баллов, в таблице приведены модели, набравшие свыше 130) составляют внедорожники и пикапы американского и японского производства, а также компактные автомобили. В этом списке оказались такие популярные в России модели, как Mazda3 в кузове «седан», а также Ford Focus (правда, с трехдверным кузовом) и KIA Spectra. Наиболее опасным для пассажиров и водителя признано двухдверное гибридное купе Honda Insight.