В России наконец пришли к пониманию того, что высокая смертность на дорогах невыгодна государству. По данным Госавтоинспекции в 2004 году ущерб от гибели и ранения людей при ДТП составил 227,7 млрд руб. На этой неделе правительство приняло концепцию программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах». Концептуальный подход государства к проблеме аварийности предполагает устранение ее разнообразных причин — от тотального несоблюдения ПДД и недостаточной грамотности пешеходов, заканчивая неэффективной работой медицинских служб. Конкретные мероприятия в концепции пока не указаны, но средства на ее исполнение обещаны — 52,8 млрд руб. ($1,8 млрд).
По словам представителя главного управления ГАИ России (именно федеральная автоинспекция занималась разработкой концепции дорожной безопасности и намеревается заниматься ее воплощением в жизнь), государство впервые целенаправленно выделило деньги на безопасность дорожного движения. «Каждый год в России гибнет около 35 тыс. человек, эта цифра постоянно растет и никто за эти смерти не отвечает. Решить эту проблему можно только кардинальными мерами», — считает наш собеседник.
Реализация программы будет вестись на нескольких направлениях и начнется с создания новой законодательной базы.
«Например, как снизить детский травматизм на дорогах, когда каждый день в России погибает четверо - пятеро детей? Нужно заставить родителей, как в цивилизованных странах, устанавливать детские сиденья в машины, а учителей обязать с первого класса школы объяснять детям правила дорожного движения и опасность, которую представляют автомобили».
<1>Кроме того, в ГАИ считают, что необходимо провести масштабную проверку автошкол, и ввести новые правила подготовки водителей — «В ПТУ маляра красить забор учат два года. А водителя у нас готовят за месяц. При этом никто не проверяет методики этой подготовки». Должна быть проведена аналогичная проверка водителей общественного транспорта, особенно маршруток, которые «спят на полу как собаки, едят всякую дрянь, а потом садятся за руль и везут десять-пятнадцать человек».
В концепции предусмотрено повышение уровня активной и пассивной безопасности автомобилей.
Означает ли это, что отечественных автопроизводителей заставят ставить на свои машины подушки безопасности, собеседник не уточнил. Будет создан единый федеральный номер вызова спасателей. Всех участников дорожного движения будут обучать оказанию первой медицинской помощи, а гаишникам раздадут аптечки с лекарствами.
«Необходимо резкое повышение штрафов за нарушение ПДД, — считают в ГАИ. — Потому что административные наказания не всегда соразмерны тяжести возможных последствий — иначе как заставишь человека пристегиваться или не ездить на красный свет».
Чтобы уберечь пешеходов, переходы через дорогу будут строить только под или над землей. А еще авторы программы, почему-то решили, что если начать выдавать права категории «B» с 16 — 17 лет, то это тоже поможет снизить аварийность.
Гаишники говорят, что в случае успешной реализации программы к 2012 году смертность на дорогах должна снизиться в полтора раза. Если все останется как есть, эта цифра наверняка увеличится до 38 — 40 тыс. погибших в год.