Россияне раскупают новые автомобили примерно с такой же скоростью, как поляки и турки. Как отмечают в New York Times, «российские нефтедоллары начинают просачиваться вниз». Если раньше 90 процентов ездили на «Жигулях», а 10 на «Мерседесах», то теперь год от года появляется все больше россиян, которым удается изыскать средства на новую иномарку. И все же пока большой разрыв между слоями населения отражается на статистике моделей проданных автомобилей: пока одни копят на «Акцент», другие выбирают между «семеркой» и «восьмеркой» — не вазовскими, конечно, а немецкими BMW и Audi.
В списке иномарок-бестселлеров российского рынка практически отсутствуют автомобили среднего класса стоимостью $20–25 тыс.
Девять из десяти наиболее раскупаемых иномарок — компактные автомобили класса C и B, за которые просят $10–20 тыс. Единственное исключение — седан бизнес-класса Toyota Camry, разошедшийся за девять месяцев в количестве чуть менее 10 тыс. (примерно столько же за девять месяцев продали Hyundai Elantra), хотя его успех можно объяснить корпоративными продажами. Во второй десятке — еще пять компактов дешевле $20 тыс.: Mazda3, Renault Megane, Chevrolet Aveo, Renault Symbol и Chevrolet Lacetti.
Производители массовых бюджетных автомобилей не умеют преподнести покупателям свои большие машины — дешевые модели классов D и E расходятся на российских просторах в разы хуже, чем аналогичные по размерам и более дорогие от люксовых брендов.
<1>После дыры в продажах автомобилей стоимостью больше $20 тыс. начинается епархия марок класса «премиум», предлагающих модели от $30 тыс. Здесь ситуация обратная: более дорогие модели продаются лучше дешевых. BMW продает больше «пятерок», чем «трешек» (1426 против 1177), у Audi «шестерки» тоже покупают лучше «четверок» — 1759 против 1487. Audi почти вплотную подобралась к баварцам — 4433 проданных за три квартала автомобилей против 4797 у BMW, а в состязании топ-моделей A8 оставила позади «семерку» — 583 автомобиля против 562. Audi и BMW продали примерно столько же машин, сколько Citroen (4537), несмотря на недавнее обновление модельного ряда французской компании. Но если «Ситроен» все же прибавляет в продажах, то никакие «смены состава» пока не помогают Peugeot, даже появление нового 407-го с эффектным дизайном не помогло этому производителю продвинуться выше 14-го места. Peugeot продал за девять месяцев 6410 автомобилей — снижение продаж на 5% и сползание в рейтинге на два места в сравнении с прошлым годом. Как нельзя вовремя появились иранские партнеры французов — Iran Khordo — со своими 206-ми, продающимися в среднем на $2 тыс. дешевле оригинала.
Mercedes, чьи автомобили всегда значились в традиционных для России символах роскошной жизни, серьезно сдал позиции, уступив с 3272 проданными автомобилями не только Audi, BMW и Lexus, но и Volvo. У Mercedes стал наконец продаваться А-класс — 268 экземпляров за девять месяцев, неплохо продается E-класс — 37% роста продаж, 1203 автомобиля против 877 проданных за три квартала прошлого года. «Мерседесов» S- и M-класса в этом году продали почти в два раза меньше. В DaimlerChrysler это объясняют «межсезоньем»: в настоящее время ожидается поступление в Россию «эсок» и «эмок» нового модельного года, поэтому текущие модели раскупают хуже.
Постепенно подтягиваются к лидерам в премиум-сегменте британские марки. Land Rover в рейтинге занял место сразу за Mercedes с 2772 проданными автомобилями и 54-процентным ростом продаж по сравнению с прошлым годом. В количественном выражении Jaguar удалось распродать немного, 358 машин, но это в три раза больше, чем в прошлом году. На Mini нашлось больше покупателей, чем на SAAB — 283 автомобиля против 207. Bentley продано 140 штук, а могло быть и больше: продажи ограничены квотами на купе Сontinental GT. В целом темп роста продаж люксовых брэндов сопоставим с показателями бестселлеров российского авторынка.
По числу проданных в сумме новых автомобилей иностранные производители приближаются к самому крупному отечественному. АвтоВАЗ за девять месяцев выпустил для внутреннего рынка 452,7 тыс. автомобилей (в России принято сообщать показатели производства, а не продаж), иномарок же за этот период продано уже 400 тыс. При этом производители второго эшелона, то есть не попавшие в первую десятку и предлагающие достаточно дорогие автомобили, не конкурирующие с российскими по цене, продали всего около 70 тыс. из этого числа. Уже к концу года в соревнование за кошельки российских автолюбителей могут вступить китайские автопроизводители Chery и Iran Khodro. Китайцы обещают цены на уровне $8-12 тыс., то есть у российского автопрома появились очередные прямые конкуренты, способные продавать автомобили десятками тысяч.