Лидерами продаж, как и в прошлом году, остаются Hyundai и Toyota. Третье место правильно было бы поделить между Daewoo, Mitsubishi и Ford - узбекско-корейских автомобилей продано на несколько сотен больше, чем японских, а «Форду» до показателей третьего финалиста не хватает всего пары тысяч проданных автомобилей. Впрочем, перспективы в России у автомобилей, собираемых в Узбекистане, не так мрачны, как еще несколько месяцев назад предсказывали эксперты. Автомобиль в скором будущем ожидает модернизация. Если, как обещает главный импортер Uz-Daewoo в России, цены на обновленную Nexia не вырастут, у Daewoo будут шансы побороться за «призовые» места по продажам в 2006 году. Успехи Daewoo подкрепляют высокие продажи субкомпактного Matiz, который занял седьмое место в десятке моделей-бестселлеров - по итогам прошлого года он не числился даже в числе 12 первых по продажам. За счет дешевизны и агрессивной рекламной компании Matiz потеснил Hyundai Getz.
Hyundai можно только позавидовать: это единственный автопроизводитель, у которого сразу три модели попали в Top 10.
Hyundai Getz и Hyundai Elantra (8 и 9 место) продаются немногим хуже «Матиза»: 11,5 и 10 тыс. против 12,1 тыс. Собираемый в Таганроге Accent стал лидером продаж среди моделей, обогнав Ford Focus и Daewoo Nexia, которые по итогам прошлого года занимали первое и второе место. Ford не успевает наращивать объемы производства и вовремя удовлетворять спрос, поэтому по продажам компания занимает только пятое место в общем рейтинге, а популярный Focus - четвертое в десятке моделей. Впрочем, разрыв в четверке лучших по продажам моделей настолько невелик, что первое место вполне можно поделить между Hyundai Accent, Daewoo Nexia и Mitsubishi Lancer, хотя Ford Focus при достаточных объемах производства мог бы «сделать» всех.
Nissan, как и год назад, занимает 6 место. Несмотря на то, что из десятки моделей-бестеллеров вылетела замыкавшая ее Primera, Almera по продажам стабильно занимает свое 6 место, а внедорожник X-Trail даже обогнал RAV4 (5329 проданных автомобилей против 4977, соответственно 18 и 19 место в списке наиболее продаваемых моделей).
<1>Renault поменялась местами с KIA, заняв принадлежащее год назад корейской компании 7 место. С приходом бюджетного Logan французам открылся путь к верхним строчкам рейтинговой таблицы. На собираемый в Москве Logan уже выстроились очереди (на некоторые модификации — до конца года), а с июля по сентябрь распродано 2262 автомобиля этой модели. Однако вряд ли стоит ожидать, что до конца года французам удастся потеснить Nissan: японских автомобилей за 9 месяцев продано почти на 15 тыс. больше французских, в том числе российской сборки, при сравнимой динамике роста продаж — 74% у Nissan против 72% у Renault.
KIA за прошедший год показала худший рост продаж (16%) и к концу года может сдать позиции Mazda. Разрыв в 3 с лишним тысячи автомобилей можно объяснить дефицитом на Mazda3 — этот хэтчбек остается наиболее популярным в модельном ряду Mazda и обгоняет по продажам не только старшую модель Mazda6, но и Toyota Avensis и двух популярных «французов» — Renault Megane и Renault Symbol. Среди производителей, чей модельный ряд не изменялся в течение последних лет, Mazda по-прежнему принадлежит лидерство по динамике роста продаж — 160% по сравнению с показателями за такой же период прошлого года.
На этот раз вкусы россиян совпали с европейскими и американскими: если в российском списке моделей-бестселлеров почетные места занимают автомобили, специфические для рынка развивающихся стран, то Mazda3 — хит общемировой и дефицитна повсеместно.
Абсолютным лидером по росту продаж является Chevrolet — 1573% по сравнению с показателями за прошлогодний период. Однако двенадцать из тринадцати тысяч проданных за январь-сентябрь этого года Chevrolet — модели Lacetti и Aveo, поступившие в продажу только под конец 2004 года. Если проследить продажи этих моделей помесячно, то окажется, что Aveo было продано за сентябрь на 197% больше, чем за январь (1195 автомобилей против 402). Уровень продаж Lacetti остается более-менее стабильным: 400 - 600 автомобилей в месяц. Однако до мест в десятке моделей-бестселлеров Aveo и Lacetti еще далеко — первый занял 17 место, вклинившись между Renault Megane II и Renault Symbol, второй замкнул двадцатку бестселлеров.
«В среднем по отрасли» продажи у отчитавшихся производителей за январь-сентябрь текущего года выросли на 66% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Если эта динамика сохранится до конца года, то число россиян, ставших в 2005 году обладателями новых иномарок, перевалит за полмиллиона машин и скорее даже приблизится к 600 тыс.