На вопрос по прямой линии, запретят ли в России машины с правым рулем, Владимир Путин ответил «нет», и сказал правду. Оказывается, правительство уже придумало, как приостановить ввоз праворульных японских машин, не компрометируя себя — нужно свалить эту проблему на таможенников. Зачем запрещать, когда можно просто сделать невыгодным?
Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Дальневосточного таможенного управления, недавно были пересмотрены тарифные сетки оценочной стоимости машин, которые применяются для растаможки автомобилей юридическими лицами. Вместо них сейчас создается подробный «мини-каталог», определяющий цену ввозимых автомобилей. «Размер пошлины зависит от стоимости машины, определить которую обязан таможенник, — объяснили в пресс-службе. — Старые таможенные сетки были слишком приблизительными и учитывали только три параметра — марку, год выпуска и объем двигателя машины. Чтобы избежать ошибок в оценке, было решено выпустить каталог, в котором будет указана цена каждой конкретной модели, во всех комплектациях и разных годов выпуска».
В пресс-службе также добавили, что первая часть каталога цен по автомобилям Toyota и Mitsubishi уже создана, и таможенники начали с ней работать.
<1> В каталоге предусмотрена возможность корректировки оценочной стоимости машины в зависимости от ее состояния. За битый кузов таможенники скинут 20% от оценочной стоимости, а за ржавый — 10%. Еще изъянами, влияющими на стоимость машины, считаются сколы и трещины, следы ремонта после аварии, «а также другие явные дефекты эксплуатации». За дополнительное оборудование — круиз-контроль, CD-чейнджер, дорогую стереосистему, встроенный телефон, кожаный салон и нештатные диски — придется доплачивать.
На вопрос, подорожают ли в итоге ввозимые машины, сотрудник пресс-службы уклончиво ответил, что каталог должен использоваться только в спорных ситуациях. «На прошлой неделе в Находке человек пытался растоможить почти новый Toyota Land Cruiser, доказывая, что его стоимость $500, — привел пример сотрудник. — Документов, подтверждающих то, что он купил эту машину за эти деньги, не было, вот в таком случае таможенники должны пользоваться каталогом». По его словам, если человек смог бы предъявить чек и договор купли продажи этой машины на $500, он заплатил бы пошлину с этой суммы.
Но поставщики праворульных машин в Россию уже ожидают существенного повышения цен.
Специалист новосибирского импортера Auto Agency Surf Тамара Н. считает, что машины подорожают в среднем на $1500–3000. «Стоимость машин, безусловно, подскочит, причем на все автомобили, а не только на праворульные. Рынок сам будет регулировать цены, проиграют от этого в первую очередь покупатели». Каталог, по ее мнению, составлен «совершенно непрофессионально, и все цены в нем указаны приблизительно, работать в таких условиях будет невозможно».
Сотрудник компании ST-motors не совсем согласен с коллегой: «Рано разводить панику. Цены, конечно, поднимутся, на какие-то машины больше, на какие-то меньше. Поскольку тарифные сетки будут в открытом доступе, высчитать стоимость машины и выбрать самый выгодный вариант сможет каждый». В том, что таможенники не будут обращать никакого внимания на чеки и договоры, а будут лепить пошлины по своему каталогу, не сомневается ни один поставщик.
В тоже время никто из поставщиков «японок» не оценивает каталожные цены как явно завышенные. В конечном счете увеличение цен на окаталоженные японки может просто притормозить процветающий сейчас бизнес ввоза юридическими лицами и снизить поток праворульных машин. Что и нужно правительству.