Вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающие ответственность за езду без номеров и за незаконно установленные спецсигналы. Теперь за оба этих нарушения гаишники смогут штрафовать на круглую сумму или лишать водителей прав.
Так, раньше за езду на машине без государственных регистрационных знаков инспектор мог оштрафовать водителя на 50 руб. (0,5 МРОТ), а в столице, согласно сомнительному приказу главы ГУВД Москвы, — отправить в отделение милиции до выяснения личности. Теперь же сумма штрафа увеличена до 2500 руб. (25 МРОТ), а «высшей мерой наказания» стало лишение прав до трех месяцев.
К статье КоАП, карающей безномерные машины, добавлен еще один абзац — «Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками». За это предусматривается лишение прав на срок от шести месяцев до одного года.
На деле это может означать, что наличие сувенирного номера вроде «Прокопыч» или «Колян» при отсутствии государственного знака повлечет в лучшем случае статью за езду без номеров, а в худшем — за езду с подложными знаками. С применением соответствующего наказания.
Наказание за незаконно установленные «мигалки» и «крякалки», согласно новому закону, должно увеличиться с 500–1000 руб. (5–10 МРОТ) до 2500 рублей (25 МРОТ) для частных лиц и до 15–20 тыс. руб. (150–200 МРОТ) для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортного средства, а предприятия вообще будут штрафовать за это нарушение на 400–500 тыс. рублей (4000–5000 МРОТ). Причем теперь будет предусмотрена конфискация всего спецоборудования, то есть «мигалок», цветных номеров и сирен. Кроме того, предполагается лишать нарушителей водительских прав на срок от шести месяцев до одного года.
То, что гаишники будут тормозить все подряд машины, путешествующие без номеров, ясно и сейчас, а вот будут ли они останавливать мигающие машины — пока непонятно. Ни для кого не секрет, что огромное количество «мигалок» просто куплены на авторынке, но останавливать несущиеся мимо машины сотрудники госавтоинспекции не рискуют. Во-первых, это опасно для жизни — можно попасть под колеса кортежа, а во-вторых, вероятность все-таки нарваться на «правильного» водителя российского чиновника или «правильно» купленное разрешение очень велика.
Впрочем, «законность» и «незаконность» установки таких атрибутов власти, как спецномера и «мигалки», — понятие достаточно расплывчатое. Некоторые из тех, кому по рангу не положено с ними ездить, обладают вполне настоящими документам на них. Как рассказал «Газете.Ru» анонимный источник в столичном ГАИ, купить разрешение на мигалку в последнее время стало достаточно сложно, зато можно за отдельную мзду (от $15 тыс.) поставить машину на баланс ведомства, имеющего свою квоту на мигалки. В этом случае кроме «мигалки» можно получить и спецномер. «А машины, оборудованные ими, постовым ГИБДД вообще запрещено останавливать», — напомнил источник. Впрочем, наш собеседник считает, что бизнес по торговле разрешениями на «мигалки» и спецномерами сейчас затухает: «Года два назад дело было поставлено на конвейер, а сейчас слишком много сложностей стало...»