Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Вечный полет

Образ автомобиля остается в истории, если он оказался в нужном месте в нужное время, да ещё вместе с яркими людьми. Роскошной марке Pierce Arrow, основанной 105 лет назад, таких ситуаций не занимать.

В 1900 году фабрикант Джордж Норман Пирс при поддержке своего финансового директора Чарлза Клифтона решился начать строить самодвижущиеся экипажи. Главным инженером был приглашен специалист по электромобилям Дэвид Фергюссон. Его разработка Motorette с одноцилиндровым двигателем De Dion Buton быстро нашла спрос. Вскоре Пирс предложил рынку 2-цилиндровую модель Arrow («Стрела»).

Пирс подошел к делу основательно, сделав, как и Rolls-Royce, ставку на идеал: если двигатель — то самый мощный, если завод — то самый оснащенный, если автомобиль — то самый роскошный.

Последовала серия выигранных гонок, мощная рекламная кaмпания и сооружение в Буффало одного из наисовременнейших предприятий в США. Среди его проектировщиков — Альберт Кан, будущий архитектор-классик (именно Кан под невинной вывеской «Госпроектстрой» построит бескрайнюю советскую оборонку — 521 объект первой пятилетки от Сталинградского тракторного до Тагильского металлургического).

Вскоре родилась 4-цилиндровая Great Arrow, а в 1909 году — 6-цилиндровая 66 HP, разгонявшаяся до 97 км/ч.

Страна ждала большой американский автомобиль — и Пирс его дал: объем двигателя 66 HP был доведен до 13514 см3 — абсолютный рекорд среди авто на годы.

Pierce-Arrow, как теперь именовалась марка, выигрывала автопробег за автопробегом: ее надежность и качество стали эталоном, а на капоте прочно обосновался летящий лучник.

В 1910 году, когда Пирс уже отошел от дел, президент США Уильям Тафт приобрел два Pierce-Arrow для Белого дома, и следующие президенты последовали его примеру. «Стрелы» прочно «прописались» на Пенсильвания-авеню вплоть до конца 30-х.

Вскоре Pierce-Arrow — среди самых стильных марок США. Это именно авто: удивительно красивое, самобытное, претенциозное. «Стрела» стала стереотипом из жизни высшего света: «...ее руки в перчатках легли на руль Pierce-Arrow...», «...мощный Pierce-Arrow уносил Грея от кредиторов, и его было не догнать»... Рокфеллер и Чаплин, японский император и иранский шах, белая кожа и русские соболя — Pierce-Arrow как магнит притягивал всех и вся. В 1915 году фирма выпустила 12 тыс. авто: первое место среди автофабрик, ваявших luxury.

Pierce-Arrow стала одной из первых американских машин в гараже Николая II. В 1917-м автопарк царя достался временному правительству, и Pierce-Arrow оказалась персональной машиной Керенского. Говорят, что на этом авто он бежал из Петрограда, переодевшись в женское платье, что сам диктатор отчаянно отрицал. Вначале большевики предпочитали Rolls-Royce, но с приходом к власти Сталина в главном гараже страны вновь воцарились янки: Pierce-Arrow и Packard.

А пущенная Пирсом стрела стремительно рвалась вперед. Уже с 1905 года в кузовах серийных «Стрел» применялся алюминий, с 1913-го их фары вписывались в передние крылья — настоящий прорыв в дизайн будущего. На счету Pierce-Arrow первые шестицилиндровые машины, сервоусилитель тормозов, стеклоподъемники...

В 1931 году фирма Pierce-Arrow и Никола Тесла провели мистический эксперимент: на новенькой «Стреле» бензиновый движок был заменен на обычный электромотор в 80 л.с.

Рассказывают, что Тесла собственноручно добавил к нему электролампы, резисторы и какой-то ящик с парой антенн. Изрек: «Теперь у нас есть энергия!» — и пустился в путь. Если верить прессе, гений неделю носился на Pierce-Arrow без горючего или подзарядки, развивая скорость 150 км/ч. Изобретатель генератора переменного тока и других чудес объяснял, что просто черпает энергию «из эфира». Увы, гения упрекнули в сговоре с «потусторонними силами», Тесла вернулся в Нью-Йорк, оставив скептиков с двигателем внутреннего сгорания.

Крах 1929 года разорил Америку, и всемирная выставка 1933 должна была продемонстрировать, что страна жива. К чести американских коммерсантов (фирм США), они искали выход не в мимикрии, а в ещё более дерзких проектах, в прорыве на поле дизайна и технологии. Возможно, поэтому Америка и поднялась. Хитом выставки стала Silver Arrow — «Серебряная стрела», напоминавшая сгусток воздушных потоков. Единый объем, заднее стекло в форме наконечника стрелы, запасное колесо, спрятанное в крыло, отсутствие подножек, обтекатели фар, доходившие до лобового стекла. Отливавшую «металликом» машину-пришелец сваял Фил Райт, ранее работавший у Харли Эрла (будущего «отца» аэродизайна) и создавший Cord L29 у другого эксцентрика от автопрома – Эретта Лобана Корды.

Silver Arrow оснащалась двигателем V12 мощностью 175 л.с. Её обтекаемые формы, аэродинамика, аллюминиевый кузов — все-все отсылало в светлое завтра. Её силуэт из другого измерения был словно создан для дерзаний в стиле Теслы. В 1933 году Silver Arrow, сутки двигаясь без перерыва со средней скоростью 188 км/ч, установила 14 международных и 65 национальных рекордов. Увы, машина стоила нереальные $10 тыс. и была обречена.

На эти отчаянно смелые эксперименты фирму толкала не только идеология новаторства, но и хронический ужас банкротства.

Не сумев вписаться в двадцатые, фирма оказалась во власти Studebucker. Вскоре последовал новый удар — депрессия. В 1933 году Pierce-Arrow объявили банкротом, из-за чего президент Studebucker, некогда подбивший своих на приобретение Pierce-Arrow, покончил с собой. Фирму слишком любили и спасли, потом ещё раз спасли, но спрос умирал. В 1938 году на Pierce выпустили последнюю «Стрелу».

Pierce-Arrow всегда были не от мира сего. Погоня за недостижимым осталась их фамильной чертой до конца: быстрее ветра, мощнее локомотива, роскошнее покоев королей. «Стрелам» было положено брать энергию из ниоткуда и продаваться на вес серебра, когда все вокруг считали центы.

И что-то в этом было...

Новости и материалы
В Карелии мужчина получил срок 15 лет за изнасилование трехлетнего ребенка возлюбленной
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвал причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Названы полезные для здоровья заменители оливкового масла
Небензя напомнил посредникам об окончании срока полномочий Зеленского
В Турции допустили, что система сигнализации у вертолета Раиси была отключена
Продюсер заявил, что Шнуров «подложил свинью» на «Новой Фабрике звезд»
США попросили открепить Морозов из сборной России по фигурному катанию
На Украине объявили об ограничениях в потреблении электроэнергии
Казахстан ратифицировал протокол о транзите российской нефти в Китай
Стали известны место и дата церемонии прощания с президентом Ирана Раиси
Малогабаритные квартиры теряют спрос на фоне отмены льготной ипотеки
Названы люксовые авто, которые предпочитают богатые россияне
Журналистка Баязитова вернулась в Москву
Экс-вратарь Березовский о «Динамо»: по-человечески их уже жалко
Игрок «Крыльев» отрицательно оценил свой сезон в РПЛ
Немецкий летчик предположил, что вертолет президента Ирана мог врезаться в гору
Все новости