Половина двенадцатого ночи. Еду по Ленинградке с Речного вокзала в центр. Машин мало, так что все мое внимание сосредоточено на объезде выбоин и дорожных рабочих, кучками разбросанных по всему шоссе. Соответственно, траектория машины проходит, что называется, без «соблюдения рядности движения». Во время очередного перестроения зад машины резко ведет в сторону. Первая мысль – что-то с колесом, затем замечаю идущий сзади в правом ряду автомобиль. Пока соображаю что к чему, проходит несколько секунд. Машина сзади никак себя не выдает, и лишь проехав метров 100–200, начинает моргать фарами и включает правый поворотник, приглашая свернуть к обочине.
Съезжаю к тротуару. Следом тормозит «десятка» без номеров, из нее выпрыгивают двое.
Один направляется к правому боку моей машины, другой подходит ко мне. Он очень вежлив и явно расстроен: «Ну, что же вы так… Вот, испортили бампер, помяли крыло…». «И у вас дверь поцарапана», – вставляет второй. «Что же теперь делать?» – растерянно спрашивает первый. «Да ничего, – отвечаю, – машина застрахована, сейчас вызовем ГАИ, все будет в порядке». «Страховку покажите. У вас ОСАГО? Ничего страховщики мне не заплатят – вы же уехали с места аварии». Я отвечаю, что такого быть не может. «Давайте на всякий случай сначала позвоним вашим страховщикам, проконсультируемся, пускай подскажут, как себя вести. Телефон компании есть?» Скорее для его успокоения вынимаю страховые бумаги, отыскиваю в них номер телефона. Мы достаем свои трубки и начинаем одновременно нажимать кнопки. Ситуация нервная, с первого раза правильно ввести цифры не удается.
«Все, все, я дозвонился!» – пресекает мои попытки повторно набрать номер хозяин «десятки» и начинает долго и подробно рассказывать, что произошло, постоянно обращаясь ко мне со всякими уточнениями. Затем передает трубку мне.
Голос из мобильника представляется сотрудником страховой компании, и сразу же предупреждает, что разговор записывается на пленку.
Затем спрашивает мою фамилию и просит назвать номер страхового полиса. Я называю.
— Сейчас, проверю по картотеке, – пауза секунд 10, потом, – марка машины такая-то, номер такой-то?
— Совершенно верно.
— Где вы находитесь?
Я говорю адрес.
— Потерпевший сказал, что вы освободили проезжую часть?
— Да, мы встали к тротуару.
— А вот это напрасно. Теперь это не наш случай. Согласно постановлению ГАИ за номером таким-то от такого-то числа, вы являетесь лицом, покинувшим место ДТП. Более того, прибывшие сотрудники автоинспекции обязаны будут выписать штраф на полторы тысячи рублей и лишить вас «прав».
Тут в дело вступил хозяин «десятки». Выхватив у меня трубку, он с жаром начал описывать бешеное движение на Ленинградке и то, какому риску подверглись бы мы, оставив свои машины посреди дороги. Все напрасно. Голос из телефона был непоколебим.
Признаюсь честно: все происходящее было сделано столь виртуозно и продуманно, что в искренности происходящего я и не сомневался. Смущало одно. Коль скоро ОСАГО призвано оплачивать ущерб за заведомо виновного участника ДТП, а моя вина в данном случае очевидна и ситуация понятна, вроде бы причин отказа в выплате страховки быть не должно. Попререкавшись какое-то время с телефонным голосом и приняв его доводы за неправомерную уловку страховщиков, я начал набирать телефон ГАИ на своем мобильнике.
— Это зачем? – спросил хозяин «десятки». – Страховщики же ясно сказали, что денег не дадут.
— Не переживайте. Я заставлю дать.
И тут его прорвало. Пообещав проколоть колеса и выразив желание вступить в половую связь с моей машиной и мной, малый хлопнул дверцей «десятки» и резко дал газу.
На заднем сиденье «ВАЗа» промелькнула скрючившаяся фигура еще одного пассажира. Все стало ясно. Именно с этим «представителем страховой компании» я и беседовал по телефону.
Оставшись один, я внимательно осмотрел свои повреждения. Все цело, только на правой двери кривая царапина, сделанная явно не автомобилем. Теперь стала понятна и роль второго парня, первым делом подскочившего к моей машине.
Подоплека всей этой истории объясняется довольно просто. Действия водителей при ДТП регламентируются пунктами 2.5 и 2.6 Правил. Первый абзац п. 2.5 предписывает в случае аварии «немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство… не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию». Далее, через абзац, сказано, что освобождать проезжую часть все-таки нужно, «если движение других транспортных средств невозможно». В конце пункт 2.5 велит «ожидать прибытия сотрудников милиции». Однако следующий пункт, если пострадавших нет, а водители согласны в оценке ДТП, разрешает автоинспекцию вообще не вызывать, а, составив схему происшествия, ехать к ближайшему посту ГАИ, и там оформлять аварию.
Все опрошенные на улице гаишники в юридические тонкости этих двух пунктов стараются не влезать, советуя в любом случае оставить пострадавшие машины на месте и ждать приезда автоинспектора. Такую же тактику рекомендует начальник отдела пропаганды столичного ГАИ Марина Васильева: «В случае ДТП уезжать из ряда нельзя. Необходимо остановиться и ждать милицию, которая определит обстоятельства аварии по тормозному пути». Каким образом милиция определяет тормозной путь автомобиля, если водитель тормозит не на «юз» (тем более когда машина оборудована ABS), Васильева не объяснила.
Официальных ответов или рекомендаций о правилах поведения в подобных ситуациях от страховых компаний получить не удалось, несмотря на разосланные запросы. Однако в приватных беседах рекомендации страховщиков не отличаются от рекомендаций ГАИ.
Ясно, что при таких позициях автоинспекции и страховых компаний метод работы парней на «десятке» оказывается гораздо эффективнее классического «наезда».
Впрочем, и о «классике» забывать не надо. То, что бизнес подставлял по-прежнему процветает и мой случай не единичен, косвенно подтвердили гаишники, дежурившие на Ленинградском шоссе: «Десятка»? Это какие-то залетные. Наши, местные, ездят на дорогих машинах типа «Лексуса», да и работают они обычно на МКАДе между Ленинградкой и Волоколамкой».
Что делать, если есть подозрение, что вас подставили? К стандартному совету сразу вызывать ГАИ (как известно, профессиональный подставляла никогда не доводит дело до официального разбирательства, уезжая с места аварии до приезда милиции), добавлю свои. Во-первых, не обращая внимания ни на тех, кому вы перегородите дорогу, ни на замысловатые параграфы ПДД, тормозить и останавливаться в том ряду, где произошел удар, а во-вторых, остановившись, не подпускать к своей машине никого.
Непонятно только, как быть, если авария случилась на МКАД. Говорят, что средняя продолжительность жизни вставшей посреди кольцевой дороги машины – 10 минут. Потом в нее врезается кто-то из движущегося потока. Впрочем, если после этого вам повезло остаться в живых, есть все шансы получить деньги со страховщиков.