Поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), отменяющие штрафы за езду в пьяном виде и увеличивающие сроки лишения прав, вступили в действие в сентябре прошлого года. Но, принимая их, депутаты не учли, что по действующему КоАП привлечь нетрезвого водителя к ответственности можно было только при прохождении им медицинского освидетельствования, от которого водитель мог отказаться. За отказ ехать в медучреждение до сих пор полагается штраф в пределах 2 тыс. рублей или лишение прав на один год (на усмотрение суда), в то время как за доказанную «пьянку» по Кодексу водителю светит уже лишение прав на 1,5–2 года.
Нарушители начали активно пользоваться этой лазейкой в законодательстве. По данным милицейской статистики, если в 2000 году от освидетельствования отказались около 16 тыс., то в 2003 году число отказников достигло 208 тыс., и, по предварительным данным, за 2004 год было составлено более 320 тыс. протоколов на отказ от медэкспертизы.
После вступление новых поправок в действие наказывать водителя за отказ от освидетельствования будут так же, как и за управление машиной в нетрезвом виде — лишением прав на 1,5–2 года. То есть отказ от освидетельствования будет равносилен признанию водителя в том, что перед поездкой он выпил.
По мнению экс-главы российской ГАИ сенатора Владимира Федорова, Дума поступила абсолютно правильно, устранив допущенный ею же ляп. «С принятием этого законопроекта желающих уклониться от освидетельствования, конечно же, будет меньше», — считает Федоров.
По мнению генерала Федорова, это еще не конец истории по борьбе с пьянством за рулем.
«Предстоит еще много работы, в частности, необходимо решить проблему разделения ответственности за вождение в нетрезвом виде при различных отягчающих обстоятельствах, например за повторное нарушение», — отметил генерал.
С тем, что приведение санкций за уклонение от освидетельствования в соответствие с санкциями за нетрезвое вождение – нужная и эффективная мера, согласен и директор юридической фирмы «Автоюрпомощь» Юрий Карягин. Но, по его мнению, многие водители все равно будет избегать ответственности, давая взятки должностным лицам ГАИ разных уровней.
11 марта поправки должны поступить для одобрения в Совет федерации, после чего их должен подписать президент. Вступят же в действие изменения в КоАП через месяц после опубликования.
В среду Госдума также приняла во втором чтении поправки в КоАП, ужесточающие ответственность водителей за вождение без прав. За управление транспортным средством гражданином или гражданкой, никогда не имевшими водительского удостоверения, будет полагаться материальная кара в размере от 7 до 10 МРОТ (700–1 тыс. рублей). Если гаишники остановят на дороге водителя, лишенного прав управления автомобилем, то его оштрафуют на сумму 10 до 15 МРОТ (1–1,5 тыс. рублей).
Ко второму чтению депутаты исключили из законопроекта альтернативное денежному наказание — административный арест.
В прежнем виде документ предлагал сажать в КПЗ севших за руль «лишенцев» на срок до 15 суток. Впрочем, если верить сенатору Федорову, подобные наказания еще могут появиться в российском автомобильном законодательстве.