США устанавливают на Украине датчики, определяющие выбросы от ядерного оружия или «грязных бомб», а также указывающие кем они были использованы, пишет The New York Times (NYT) со ссылкой на Национальное агентство ядерной безопасности США (NNSA, входит в Минэнерго США). Представитель NNSA в разговоре с газетой отметил, что датчики могут «характеризовать размер, местоположение и последствия любого ядерного взрыва». Отмечается, что установка данной аппаратуры исключает «любую возможность для РФ применить ядерное оружие на Украине» и обвинить в его использовании Киев.
Кроме того, американские эксперты по ядерной безопасности помогают обучать украинский персонал и вести учет данных. Также отмечается, что Минэнерго США потратит в этом году примерно $160 млн на меры предосторожности в ядерной сфере на Украине, аналогичная сумма запрошена и на 2024 год.
«Если на Украине произойдет ядерная чрезвычайная ситуация, будь то выброс радиации из ядерного реактора или детонация ядерного оружия, правительственным органам США и центрам принятия решений на Украине и в регионе будут оперативно предоставлены данные научного анализа для принятия действенных, технически обоснованных решений по защите общественного здоровья и безопасности», — сказано в сообщении.
Попытка деэскалации
26 апреля советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что политика США совместно с другими странами Запада вынудила Киев отказаться от ядерного оружия и привела к конфликту в стране.
«К сожалению, Соединенные Штаты вместе с рядом стран Запада подталкивали Украину к отказу от ядерного и другого вооружения, чтобы обеспечить гарантированную безопасность и стабильность в регионе. Эта ошибочная политика была неправильно истолкована агрессором и привела к большой войне в Европе»,
— считает Подоляк.
Также 26 апреля руководитель Национального управления ядерной безопасности при американском министерстве энергетики Джилл Хруби призвала Москву к возобновлению контактов по новому договору об ограничении ядерных вооружений.
«Мы многое потеряли от приостановки участия [Москвы] в этом договоре с точки зрения стабилизирующих механизмов. Мы бы, несомненно, хотели, чтобы они вернулись к соблюдению договора и начали обсуждение нового договора, который бы ограничил количество ядерных вооружений», — заявила она на слушаниях в конгрессе.
27 апреля посол США в Москве Линн Трейси заявила, что Вашингтон остается привержен реализации СНВ-3 и готов к контактам с Москвой по этому вопросу. «Мы продолжим стремиться к миру без войн, в том числе путем расширенного стратегического диалога с Россией, когда это возможно», — подчеркнула она.
Тогда же в интервью газете «Коммерсант» Трейси заявила, что Соединенные Штаты продолжают соблюдать полный мораторий на испытательные взрывы ядерного оружия и призывают все страны, обладающие ЯО, объявить или соблюдать этот мораторий.
В свою очередь 27 апреля представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Москва не намерена идти по пути ядерной эскалации. Захарова также указала, что «не рекомендует» сомневаться в решимости России и проверять ее «на деле».
«В плену иллюзий американские стратеги находятся и в отношении гипотетической, как называют эксперты, лестницы ядерной эскалации. <…> И мы сделаем все, чтобы не допустить развития событий по наихудшему сценарию, о чем неоднократно говорило российское руководство», — сказала дипломат.
28 апреля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал призыв Трейси продолжать соблюдать мораторий на испытательные взрывы такого оружия: «В настоящее время все придерживаются моратория. Здесь больше нечего сказать».