Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Контроль за всем регионом»: возле Йемена нашли «таинственную» военную базу

Спутники обнаружили неизвестную военную базу на ключевом маршруте поставок нефти

Спутники частной американской компании Planet Labs в апреле сделали снимки, зафиксировавшие неизвестную ранее взлетно-посадочную полосу, которая строится на вулканическом острове Маюн (Йемен). Что известно о строительстве попавшей в кадр авиабазы — в материале «Газеты.Ru».

Вулканический остров, на котором строится военная база, находится на пересечении важнейших мировых торговых путей для поставок энергоресурсов и других коммерческих грузов, пишет Associated Press.

Хотя ни одна страна не объявила о своих притязаниях на авиабазу на острове Маюн в Баб-эль-Мандебском проливе, предыдущую попытку построить капитальную взлетно-посадочную полосу на этом острове несколько лет назад связывают с Объединенными Арабскими Эмиратами.

Архипелаг Маюн занимает стратегическое положение в Баб-эль-Мандебском проливе, который соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря и является одной из самых загруженных водных транспортных артерий в мире.

Маюн (или Перим) — остров вулканического происхождения в Баб-эль-Мандебском проливе, разделяющий его на Большой, или Дакт-эль-Маюн, шириной около 20 км, и Малый, или Баб-Искандер. Ширина последнего — около 3 км. Площадь острова, принадлежащего Йемену, составляет 13 кв. км. Население острова — 221 человек.

Официальные лица международно признанного правительства Йемена тоже утверждают, что за этими последними усилиями стоят Эмираты, хотя в 2019 году ОАЭ объявили, что выводят свои войска из коалиции под руководством Саудовской Аравии, созданной для борьбы с йеменскими повстанцами-хуситами.

«Кажется, это действительно долгосрочная стратегическая цель — установить относительно постоянное присутствие», — сказал Джереми Бинни, редактор издания Janes, который следил за строительством на Маюне в течение многих лет. Речь идет, по его словам, «возможно, не только о войне в Йемене», и надо в целом рассматривать «ситуацию с судоходством» .

Официальные лица Объединенных Арабских Эмиратов в Абу-Даби и посольство ОАЭ в Вашингтоне не ответили на запросы AP о комментариях. Сенатор США Крис Мерфи (демократ от штата Коннектикут), назвал базу «напоминанием, что ОАЭ на самом деле находятся отнюдь не за пределами Йемена».

Взлетно-посадочная полоса на острове Маюн позволяет любому, кто ее контролирует, проецировать военную мощь на Баб-Эль-Мандебский пролив и без труда наносить авиаудары по материковому Йемену, пишет агентство. Она также является базой для любых операций в Красном море, Аденском заливе и близлежащей Восточной Африке.

Спутниковые снимки Planet Labs Inc. показывают, что самосвалы и грейдеры строят на острове взлетно-посадочную полосу длиной 1,85 км. К 18 мая эти работы были завершены. К югу от взлетно-посадочной полосы уже построены три ангара.

Взлетно-посадочная полоса такой длины может принимать штурмовики, разведчики и транспортные самолеты. Более ранняя попытка, предпринятая в конце 2016 года, а затем заброшенная, предполагала строительство еще большей взлетно-посадочной полосы длиной более 3 км, которая позволяла бы в этом случае использовать боевые самолеты вплоть до стратегических бомбардировщиков.

Представители минобороны международно признанного правительства Йемена подтверждают, что ОАЭ строят на острове взлетно-посадочную полосу. Официальные лица йеменского государства на условиях анонимности, говорят, что в последние недели корабли Эмиратов доставляли на остров Маюн войска, вооружение и военную технику, пишут СМИ.

Военные чиновники заявили, что недавняя напряженность между главами ОАЭ и Йемена частично была вызвана требованием Эмиратов к его правительству подписать соглашение об аренде Маюна на 20 лет. Между тем, официальные лица ОАЭ не признают наличия разногласий.

Первоначальный, но неудавшийся строительный проект появился после того, как Эмираты и союзные силы отвоевали остров у поддерживаемых Ираном боевиков-хуситов в 2015 году. К концу 2016 года спутниковые снимки показывали, что там ведется строительство.

Буксиры, связанные с базирующейся в Дубае компанией Echo Cargo & Shipping LLC, десантные суда и перевозчики из Абу-Даби Bin Nawi Marine Services LLC, помогли доставить оборудование на остров в ходе этой первой попытки, согласно сигналам слежения, записанным информационной компанией Refinitiv. Спутниковые фотографии показывали, что Эмираты выгружали различное оборудование и механизмы во временном порту острова Маюн.

При этом последние данные о судоходстве не показывают зарегистрированных судов в районе Маюна, что позволяет предположить, что тот, кто обеспечивал морские перевозки для строительства ВПП на острове, отключил устройства слежения автоматической идентификационной системы своих судов, чтобы не быть обнаруженным и идентифицированными.

Первоначальное строительство ВПП было остановлено в 2017 году. Это связывают с трудностями при разработке скального грунта вулканического острова. Строительство новой взлетно-посадочной полосы всерьез возобновилось примерно с 22 февраля текущего года, как показали спутниковые фотографии. Это произошло через несколько недель после того, как президент Джо Байден объявил о прекращении поддержки Соединенными Штатами наступательной операции против хуситов, возглавляемой Саудовской Аравией.

Решение Эмиратов возобновить строительство авиабазы было принято после того, как ОАЭ демонтировали части своей военной базы, которую они использовали в Эритрее в качестве плацдарма для своей кампании в Йемене.

«В то время как Африканский Рог «стал опасным местом» для ОАЭ из-за конкурентов и местных военных рисков, а у острова Маюн небольшое население и он представляет собой весьма ценное место для наблюдения за Красным морем», — сказала аналитик Итальянского института международных политических исследований Элеонора Ардемагни. В регионе участились нападения и инциденты.

Остров Маюн находится примерно в 3,5 км от юго-западного побережья Йемена. Мировые державы признавали значение острова на протяжении многих сотен лет, особенно после открытия Суэцкого канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Великобритания удерживала этот остров вплоть до своего ухода из Йемена в 1967 году.

Советский Союз вместе с правительством Южного Йемена модернизировал военно-морские объекты Маюна, но использовал их «лишь изредка», согласно анализу ЦРУ от 1981 года.

Вероятно, это было связано с необходимостью доставлять на остров воду и другие материальные средства. «Это повлияет и на функционирование новой авиабазы, так как на острове Маюн нет современного порта», — сказал аналитик Janes Джереми Бинни.

Однако база на острове Маюн по-прежнему может заинтересовать американские войска, пишет AP. Вооруженные силы США не так давно действовали с йеменской авиабазы Аль-Анад, осуществляя удары беспилотными летательными аппаратами по формированиям «Аль-Каиды (организация запрещена в России)» (организация запрещена в РФ) на Аравийском полуострове, пока наступление хуситов не вынудило их уйти оттуда в 2015 году.

Центральное командование Вооруженных сил США не ответило на запрос AP о комментарии. В Центральном разведывательном управлении от комментариев тоже отказались.

У ОАЭ уже давно были планы по различному использованию острова Маюн. В частности, проект моста Йемен-Джибути через остров Маюн (Перим) был анонсирован в 2008 году дубайской компанией Al Noor Holding Investments. Этот мост длиной около 28,5 км должен был стать одним из самых протяженных в мире.

«Баб-эль-Мандебский пролив (или в переводе с арабского «Врата Скорби») имеет исключительно важное стратегическое значение. Именно через него грузопотоки идут из Европы через Средиземное море, Суэцкий канал и Красное море в Индийский океан и далее в страны юго-восточной Азии и наоборот. Кто контролирует пролив, фактически контролирует мировую торговлю.

Поэтому значение военной базы в самой узкой части этого пролива трудно переоценить. Это означает эффективное проецирование военной мощи не только на пролив, но и на весь прилегающий к нему регион», — пояснил «Газете.Ru» экс-замначальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Валерий Запаренко.

Новости и материалы
Стал известен фаворит суперфинала Кубка России
Стали известны подробности обстрела Шебекино со стороны ВСУ
Солисты ABBA получили рыцарские титулы от короля Швеции
Экс-глава Югры станет работать в Совете Федерации
Вот что сделает Apple c iPad mini, чтобы новая модель стала лучше
В Саратовской области семилетний мальчик пострадал после падения ворот во дворе
На Алтае водитель переехал двух пешеходов, уснув за рулем
Китай выступает против «маленьких кружков», направленные на третьи страны
Жена Канье Уэста показала грудь на публике
Экс-президент Ирана зарегистрировался для участия в президентских выборах
Названы популярные категории опасных сайтов, которые посещают школьники
ВСУ выпустили ракету по Макеевке
Софи Тернер заметили с кольцом после скандального развода с Джо Джонасом
Мужчина избил ребенка за то, что тот врезался в него на самокате
Три человека пострадали при атаке коптера ВСУ в Курской области
Пелагея опубликовала видео плачущей из-за отца дочери
Россиянам рассказали, в каком молоке больше всего жира
Гастроэнтеролог Утюмова: оленье молоко – рекордсмен по содержанию жира
«Реал» 41 год не проигрывает в финалах еврокубков
Все новости