Торжественная церемония прошла на территории пассажирского порта «Морской фасад», расположенного на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Флаг был поднят под гимн РФ, после чего глава государства обратился к участникам церемонии.
«Мы все переживаем непростые времена, но пандемия пандемией, а жизнь продолжается. Мы двигаемся вперед, не откладывая на потом наших планов», — сказал он.
Запуская новый ледоход, Владимир Путин сказал, что Россия занимает лидирующие в мире позиции в освоении и изучении арктических территорий. «Это первенство необходимо постоянно подтверждать: наращивать позиции, обновлять и укреплять флот, внедрять передовые технологии.
Уже сейчас идет работа над несколькими сериями дизельных и атомных ледоколов, аналогов которым нет в мире. За ними будущее», — заявил президент.
Пока же ледокол проекта 22600 («ЛК-25») «Виктор Черномырдин» — один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире. Судно способно развивать скорость до 17 узлов и проходить двухметровые льды. Водоизмещение корабля составляет 22 258 т, длина — 142,4 м, ширина — 29 м. Мощность главной энергетической установки — 25 МВт. Винто-рулевая система ледокола, включающая две винто-рулевых колонки Azipod мощностью по 7,5 МВт и валопровод мощностью 10 МВт, сможет обеспечивать поворот судна на 360 градусов.
На ледоколе могут разместиться до 90 пассажиров и 38 человек экипажа. На борту есть несколько столовых, бассейн, две сауны, медблок и парикмахерская. Корабль оснащен двумя вертолетными площадками, океанологической, гидрохимической и метеорологической лабораториями. Автономность составляет 61 сутки.
Подобные ледоколы не строились в России последние 40 лет.
Для «Виктора Черномырдина» уже сформирован экипаж. Судно планируется использовать на Северном морском пути во взаимодействии с атомными ледоколами «Арктика» и в перспективе с ледоколами типа «Лидер».
По словам главы государства, Виктор Черномырдин, в чью честь назван новый ледокол, был руководителем государственного, исторического масштаба, настоящим тружеником и созидателем, который стремился во всем служить народу и был бесконечно предан Родине. Как указал Владимир Путин, благодаря экс-премьеру в 1990-е годы во многом удалось сохранить кадровый, промышленный и технологический потенциал государства.
Особо отметил глава государства, что современный и хорошо оснащенный ледокол полностью построен на отечественных верфях. «Виктор Черномырдин» будет задействован на проводке судов в Финском заливе и на Северном морском пути.
После церемонии поднятия флага на ледоколе для Владимира Путина организовали экскурсию с целью ознакомления с устройством корабля. На территории судна также прошли переговоры президента с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым.
Ледокол «Виктор Черномырдин» с Владимиром Путиным на борту прикрыли «Панцирем». Самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс наземного и морского базирования «Панцирь-С1» доставили на территорию пассажирского порта «Морской фасад» 3 ноября к приезду главы государства. ЗРПК под маскировочной сетью заметил фотограф петербургского издания «Фонтанка».
Комплекс «Панцирь-С1» способен осуществлять защиту обороняемого объекта от воздушных, наземных и надводных угроз (ракетным и пушечным огнем). Его, к примеру, использовали во время мундиаля летом 2018 года, когда для полетов закрыли зону в радиусе 110 км от шпиля Адмиралтейства. Тогда два ЗРПК расположили в районе яхт-клуба, пишет «Фонтанка».
Непростая история ледокола «Виктор Черномырдин»
«Объединенная судостроительная корпорация» получила от ФГУП «Росморпорт»» заказ на строительство ледокола в 2011 году. Стоимость государственного контракта составила 7,95 млрд руб. Работы начались в октябре 2012 года на верфи ООО «Балтийский завод — Судостроение» (БЗС). Ледокол планировалось спустить на воду летом 2014 года и завершить его строительство в конце 2015 года. Но на практике все получилось несколько иначе.
В августе 2013 года Балтийский завод и верфь «Nordic Yards» (группа верфей со штаб-квартирой в Висмаре, земля Мекленбург-Передняя Померания, Германия) заключили контракт на изготовление надстройки для ЛК-25. По условиям контракта, ее жилой блок массой около 2,5 тыс. тонн и стоимостью 1,5 млрд руб. должен был быть построен на германском предприятии и морем доставлен в Санкт-Петербург. «Nordic Yards» получил аванс в размере 223 млн руб.
Однако выявленные вскоре ошибки проектной документации приостановили исполнение контракта, а в 2016 году контракт был разорван, поскольку после кризиса 2014 года стало выгоднее сделать надстройку в России.
В связи с этим возник судебный конфликт вокруг части аванса в размере 185 млн руб. В 2017 году суд отказал Балтийскому заводу в его возврате.
В 2013 году в проекте была найдена проблема недопустимого перевеса судна. В связи с отступлениями от требований документации контракт со специализирующимся на разработке проектов ледоколов ЦКБ «Айсберг» был разорван. Проект ледокола был переделан нижегородским КБ «Вымпел», который специализируется на проектировании и техническом сопровождении строительства судов различного класса и назначения.
30 декабря 2016 года ледокол наконец был спущен на воду. В сентябре 2017 года из-за большой загрузки БЗС ледокол для достройки был переведен на АО «Адмиралтейские верфи».
В августе 2018 года начались швартовые испытания судна. Техническая готовность ледокола на тот момент составляла более 93%.
27 ноября 2018 года на строящемся ледоколе из-за взрыва горючих паров произошел пожар.
Пострадали третья и четвертая палубы, выгорела площадь в 300 квадратных метров. Пожар нанес убытки примерно на 150 млн руб. и в очередной раз задержал строительство. Повторные швартовные испытания начались весной 2019 года. В октябре 2019 года прошли ходовые испытания ледокола.
В апреле 2020 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что изначальная стоимость строительства ледокола выросла с 8 млрд руб. до более чем 10 млрд руб.
Подписание акта приема-передачи ледокола состоялось 30 сентября 2020 года.