Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Угроза для Израиля»: почему может сорваться поставка F-35 в ОАЭ

В США пытаются замедлить продажу F-35 в Объединенные Арабские Эмираты

Два сенатора-демократа в Соединенных Штатах надеются отсрочить потенциальную продажу истребителей F-35 Joint Strike Fighter Объединенным Арабским Эмиратам. Речь идет о законодательной инициативе, которая впоследствии может заблокировать поставки самолетов в Абу-Даби.

В случае принятия в США «Акта о безопасном экспорте F-35 2020 года» могут наступить серьезные последствия для будущих продаж истребителей Lockheed Martin не только ОАЭ, но и другим странам Ближнего Востока. Законопроект потребует от Белого дома предоставить отчет с подробным описанием технических рисков продажи F-35 любой стране, которая не является членом НАТО или не является союзниками США подобно Японии, Южной Кореи, Израиля, Австралии или Новой Зеландии, пишет Defense News.

Для продажи истребителей F-35 странам Ближнего Востока Белый дом также должен подтверждать на нескольких этапах процесса продажи, что сделка не препятствует качественному военному превосходству Израиля, и что заказчик соответствует определенным критериям в отношении прав человека.

Авторы закона — сенатор от штата Нью-Джерси Боб Менендес, главный демократ в комитете сената США по международным отношениям, и сенатор Дайэнн Файнстайн от штата Калифорния. Законодатели утверждают, что президент Дональд Трамп спешит с продажами F-35 в Объединенные Арабские Эмираты, не давая конгрессу, Госдепартаменту и Пентагону достаточно времени, чтобы детально оценить, поставит ли эта сделка под угрозу Израиль, предоставив его соседям эквивалентные технологии.

«Обеспечение того, чтобы Соединенные Штаты и их важнейший партнер на Ближнем Востоке, Израиль, сохранили свои решающие качественные военные преимущества перед всеми потенциальными противниками, закреплено в законе и должно быть одним из высших приоритетов любого президента и конгресса. Это поспешное завершение сделки президента Трампа по F-35 до истечения срока его полномочий вполне может подорвать эту цель», — говорится в заявлении сенатора Боба Менендеса.

Дайэнн Файнстайн добавила, что конгресс США обязан гарантировать, что самые передовые технологии страны по-прежнему ограничиваются использованием военными Соединенных Штатов и их ближайшими союзниками.

Неясно, будет ли закон применяться к предстоящей продаже четырех F-35B Сингапуру, которая уже была одобрена в этом году. Швейцария и Финляндия также рассматривают возможность закупки F-35. И к этим странам, не входящим в НАТО, возможно применят соответствующие требования, если законопроект будет принят.

Правительство Соединенных Штатов через создаваемые законодателями препоны, вероятно, сможет ускорить продажи F-35 в Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Пострадавшим от этих документов направлением продаж станут ближневосточные клиенты.

В начале процесса продаж главе Белого дома необходимо будет удостовериться, что сделки с участием ближневосточной страны не поставят под угрозу качественное военное преимущество Израиля; что проданные самолеты не будут использоваться против Израиля; что будут приняты меры для защиты F-35 от шпионажа.

И если страна-заказчик не следует этим правилам, то у Соединенных Штатов есть средства воздействия на нарушителя.

Затем Вашингтон должен провести еще один раунд оценок, прежде чем F-35 будут доставлены ближневосточным покупателям. Законодательство гласит, что президент должен еще раз оценить, ставит ли сделка под угрозу качественное военное преимущество Израиля, и удостовериться, что покупатель не совершал нарушений прав человека и не имел истории передачи оружия США террористическим группам, ополченцам или другим противникам Соединенных Штатов или Израиля.

Кроме того, законодательство требует, чтобы Соединенные Штаты предприняли шаги по обеспечению безопасности F-35 во время «доставки, эксплуатации, хранения и обслуживания таких самолетов», что может повлечь за собой увеличение объема необходимых действий правительства США и контакторов в странах Ближнего Востока, которые покупают самолет.

Президент также должен подтвердить, что ближневосточный заказчик не приобретал иностранные технологии для компрометации F-35, особенно российское или китайское оборудование.

Это сделано для предотвращения ситуации, подобной исключению Турции из программы F-35 после того, как она приобрела у России зенитную ракетную систему С-400 «Триумф».

Новости о потенциальной продаже истребителей F-35 Абу-Даби появились в августе этого года. Это произошло вскоре после того, как Израиль и ОАЭ подписали соглашение о нормализации отношений.

По сообщениям, старший советник Трампа Джаред Кушнер настаивал на продаже, при этом старший директор Совета национальной безопасности по Ближнему Востоку Мигель Корреа, также играл важную роль в обсуждениях. Как сообщила в августе газета The New York Times, военное руководство Эмиратов уже провело секретный брифинг по возможным поставкам самолета этого типа.

В сентябре агентство Reuters сообщило, что правительство Соединенных Штатов работает над согласованием к декабрю этого года текста соглашения, которое позволит Объединенным Арабским Эмиратам закупать F-35, не вступая в конфликт с Израилем. Одна из рассматриваемых идей заключается в том, чтобы сделать самолеты военно-воздушных сил Объединенных Арабских Эмиратов более заметными для израильских радиолокационных станций.

Как ранее писала «Газета.Ru», в сентябре президент США Дональд Трамп обсуждал с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху продажу истребителей F-35 Объединенным Арабским Эмиратам. Вашингтон обещал помогать Тель-Авиву сохранять качественное военно-техническое преимущество в регионе, но израильскую сторону все же беспокоила такая сделка.

При этом в экспертном сообществе есть мнение, что опасения Израиля по поводу возможной сделки между Вашингтоном и Абу-Даби несколько преувеличены.

«К примеру, истребитель F-16 находится на вооружении ВВС Израиля и ВВС Иордании. Но если иорданский пилот захочет обстрелять израильскую машину, то этого не произойдет из-за особенностей программного обеспечения, заложенного американским производителем в истребитель F-16. Еще более, можно сказать, в логарифмической прогрессии эти моменты усилены как в бортовом радиоэлектронном оборудовании истребителя F-35, так и в его наземной части, которые в полном объеме контролируется американской стороной», — считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Говоря о тактико-технических характеристиках истребителя 5-го поколения F-35, надо обязательно рассказывать и о системе ALIS (Autonomics Logistics and Information System).

Она является первой в мире системой централизованного ежедневного контроля за техническим состоянием самолетов F-35 в режиме реального времени. В истребителях предыдущих поколений эти функции ежедневно выполняли несколько разных систем.

В настоящее время существует только один глобальный центр — Автономный логистико-операционный объект (Autonomic Logistics Operating Unit, ALOU), — где формируется номенклатура запасных частей и их распределение по мере необходимости для операторов F-35. Все серверы ALIS подключены друг к другу через шифрованные наземные или спутниковые системы.

«Система ALIS позволяет контролировать каждый F-35, всех эксплуатантов, вне зависимости от региона, где находится машина, и при необходимости ограничивать самолету спектр выполняемых боевых задач.

Это раньше США могли сказать любому покупателю своего оружия — «вы ракеты у нас купили, но пусть пока они полежат на нашей территории». Сейчас в этом необходимости нет. Если потребуется — США ограничат своего союзника (возможного покупателя и эксплуатанта F-35) с помощью нажатия одной кнопки системы ALIS», — рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в российском авиапроме.

Помимо всего прочего, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов обратил внимание и на такой момент. В феврале 2017 года было объявлено, что Россия совместно с Объединенными Арабскими Эмиратами займется разработкой легкого истребителя 5-го поколения, о чем на выставке IDEX 2017 говорил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

На этой же выставке глава ОАК Юрий Слюсарь сообщил подробности об этих планах. «Совместная разработка легкого истребителя пятого поколения с ОАЭ находится на начальном этапе. Мы сейчас готовим наши предложения эмиратской стороне. Считаем, что машина будет удачная. Готовы презентовать нашим коллегам наши разработки», — рассказал он.

По словам Слюсаря, озвученным в феврале 2017 года на IDEX 2017, «с российской стороны в проекте будет принимать участие Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) как головная организация, а также «Сухой» со своими наработками по истребителю 5-го поколения и РСК «МиГ» с наработками по однодвигательным самолетам».

В то же время, как сообщил на IDEX 2017 глава «Ростеха» Сергей Чемезов, легкий истребитель 5-го поколения будет создаваться на базе МиГ-29.

С тех пор новостей о российско-эмиратском проекте истребителя 5-го поколения в открытом доступе практически не появлялось. И в какой точке сейчас находится этот замысел — непонятно.

«Однако есть достаточные основания полагать, что если продажа истребителей 5-го поколения F-35 Объединенным Арабским Эмиратам будет реализована, то дальнейшее продвижение проекта по легкому истребителю 5-го поколения России совместно с ОАЭ будет, мягко говоря, под большим вопросом», — считает Руслан Пухов.

Как ранее писала «Газета.Ru», что касается дороговизны самолета 5-го поколения, о чем обязательно при любом удобном случае напоминают критики программы F-35, то, согласно не так давно подписанным контрактам, цена одного истребителя F-35 упала уже до $78 млн за единицу.

Последние поставки самолетов 5-го поколения ВВС (ВМС) США и инозаказчикам включают 114 самолетов F-35: 48 F-35A для ВВС США, 20 F-35B для Корпуса морской пехоты США, 9 F-35C для ВМС США, 12 F-35A для ВВС Норвегии, 15 F-35A для ВВС Австралии, 8 F-35A и 2 F-35B для ВВС Италии.

«Благодаря хорошо продуманным стратегиям закупок, отличному взаимодействию между правительством и промышленностью, неустанному вниманию к качеству комплектующих и снижению производственных затрат удалось существенно сократить расходы на закупку F-35 до уровня, равного или меньшего, чем у устаревающих самолетов 4-го поколения», — заявил вице-президент и генеральный менеджер программы F-35 компании Lockheed Martin Грег Ульмер.

Новости и материалы
Беженец из Селидово рассказал о преступлениях ВСУ
Минобороны раскрыло суточные потери ВСУ в зоне ответственности группировки «Восток»
Москвичей ждет в субботу мокрый снег и гололедица
Российские войска перерезали одну из важнейших трасс снабжения ВСУ
Россиянам объяснили, как выбрать хорошую искусственную елку
Медведев объяснил, как быстро закончить конфликт на Украине
Bild: дрон-разведчик шпионил за «Королевой Елизаветой» в порту Гамбурга
Медведев оценил сроки отмены антироссийских санкций при Трампе
Российские войска взяли под контроль треть Часова Яра
Американцы оценили планы Трампа на предстоящий президентский срок
Дальнему Востоку спрогнозировали штормовой ветер
Финансист напомнил о необходимости впервые уплатить налог по вкладам
По делу о пожаре в «Зимней вишне» уже освобождены 10 из 15 осужденных
Трамп назвал своего кандидата на пост министра финансов США
В Британии раскрыли, сколько мужчин еще может мобилизовать Украина
Тренер дала советы, как эффективно похудеть к Новому году
В Совфеде предсказали последствия возвращения Украине ядерного оружия
Совладелец «Зимней вишни» вышел из колонии по УДО
Все новости