Российские системы ПВО в ходе боевых действий неоднократно сбивали БЛА противников фельдмаршала Халифы Хафтара. В течение ливийского конфликта самолеты на аэродромах, гражданские объекты и лица, позиции вооруженных формирований, склады с материальными средствами противоборствующих сторон подвергались бомбардировкам с помощью боевой авиации. Военно-транспортные самолеты C-130 и турецкие A400M продолжают поставки нового вооружения и военной техники, а также осуществляют переброску личного состава в зону боевых действий.
Иными словами, Ливия в этом году превратилась в нечто вроде лаборатории воздушных боев.
В этой связи возникает вопрос: что именно происходит в настоящее время в этой североафриканской стране, кто побеждает и чему этот конфликт научил военачальников, занимающихся планированием и боевым применением военно-воздушных сил?
«С одной стороны, Ливия еще раз просто подчеркивает ценность боевой авиации — вы не хотите вступать в бой без нее», — цитирует издание Defense News старшего научного сотрудника по военной авиакосмической сфере Международного института стратегических исследований в Лондоне Дугласа Барри.
Конфликт в Ливии начал обостряться в апреле 2019 года, когда фельдмаршал Халифа Хафтар начал свою кампанию по захвату столицы страны города Триполи. При поддержке иностранных сил, в том числе Египта, Франции и других, он чувствовал себя до определенного времени вполне уверенно, выступая против признанного ООН правительства в Триполи, поддерживаемого Турцией, Италией и Катаром.
В апреле прошлого года китайские беспилотные летательные аппараты Wing Loon II, эксплуатируемые ОАЭ, нанесли бомбовый удар по гражданским целям в этом городе, что является прямым следствием недавних и быстрых закупок китайских БЛА странами ближневосточного региона.
Wing Loon II — разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат. Также в западных источниках встречается название «Pterodactyl 1». По внешнему облику БЛА Wing Loong II напоминает американские MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper.
Отличиями Wing Loong II от Wing Loong стала большая взлетная масса, размах крыльев, длина фюзеляжа, высота, максимальная высота полета, а также продолжительность и максимальная скорость полета. Также конструктивным отличием от первой модификации является наличие подфюзеляжного киля как на MQ-9 Reaper.
«Китайцы умеют продавать беспилотные летательные аппараты на Ближнем Востоке, в том числе в Саудовскую Аравию, ОАЭ, Египет и Ирак. Поскольку ранее Соединенные Штаты были ограничены в продажах военной техники этого типа, китайцы быстро разглядели свою нишу на рынке и умело воспользовались этим обстоятельством», — сказал Барри.
Турция в плане продаж БЛА оказалась исключением. Примерно в мае 2019 года Анкара продемонстрировала на поле боя в Ливии свой собственный беспилотный летательный аппарат Вayraktar ТВ2 («Знаменосец») — ударный оперативно-тактический средневысотный БЛА с большой продолжительностью полета.
БЛА этого типа атаковали войска и силы Халифы Хафтара, уничтожив поддерживающие их российские зенитно-пушечные ракетные комплексы «Панцирь», помогая тем самым положить конец амбициям фельдмаршала по захвату Триполи.
«Турция специализируется на разработке и производстве БЛА и, вероятно, частично использовала Ливию в качестве испытательной и корректировочной боевой лаборатории, и теперь эти системы испытаны в боевых условиях. Помимо всего прочего, турецкая промышленность, в частности, предприятие Roketsan, разрабатывает небольшие высокоточные боеприпасы для БЛА», — пояснил Барри.
Использование Турцией БЛА TB2 в Ливии изменило правила игры. «Турция решила, что время от времени их можно и терять в ходе боевых действий, поскольку они являются частично одноразовыми, и этот новый подход застал противников врасплох», — отметил Джалель Харчауи из института Клингендаль в Голландии.
В чем заключаются причины подобной стратегии Анкары? В первую очередь, во главе угла стоит стоимость БЛА. «Раньше строительство одного аппарата обходилось туркам в $1-1,5 млн за единицу, но благодаря росту объемов производства БЛА стоимость за штуку упала до величины менее $500 тыс., и это без учета станции управления», — уточнил Харчауи.
Он добавил, что модернизация программного обеспечения и другие технические изменения повысили эффективность боевого применения и разведывательные возможности БЛА Bayraktar TB2, что, по его мнению, позволило найти правильную высоту боевого применения аппарата, чтобы избежать поражения от огня зенитно-пушечных ракетных комплексов «Панцирь».
«Боевое применение китайских БЛА Wing Loon II со стороны ОАЭ тем временем в основном не несло каких-то особенных тактических новаций.
Сами аппараты в ходе боевых действий не эволюционировали, поэтому результаты их действий были менее впечатляющими», — указал Джалель Харчауи.
Барри обращает внимание на то, что Ливия является еще одним примером повышающейся эффективности боевого применения беспилотников в современной войне.
«В настоящее время БЛА — возможность, которую используют как государственные, так и негосударственные субъекты. Очевидно, что государства могут позволить себе более мощные и более крупные системы, в то время как негосударственным субъектам, возможно, придется довольствоваться самодельными аппаратами, изготовленными из компонентов RadioShack (американская компания, сеть розничных магазинов по продаже электроники, расположенных в Северной Америке, Европе, Южной Америке и Африке прим.«Газета.Ru»), или приобретением систем у государственных спонсоров», — полагает Барри, добавив:
«В Ливии беспилотные летательные аппараты идеально подходят для такой уродливой, изнуряющей войны против небольших и легко вооруженных подразделений».
Между тем использование пилотируемых истребителей в Ливии характеризовалось тем, что крупные державы отправляли их в эту североафриканскую страну без лишнего шума и без предварительного уведомления.
В июле прошлого года ракетный удар по центру для мигрантов недалеко от Триполи, в результате которого погибли 53 человека, вероятно, был делом рук ОАЭ, сообщила британская общенациональная общественная телерадиовещательная организация BBC со ссылкой на конфиденциальное расследование ООН.
Аналитик Харчауи утверждал, что самолеты Mirage 2000 ВВС Объединенных Арабских Эмиратов, действующие с египетской авиабазы, осуществляли непосредственную авиационную поддержку частей и соединений фельдмаршала Хафтара, начиная с июня 2019 года.
«Авиабаза Мисурата, на которой дислоцировались турецкие беспилотные летательные аппараты Bayraktar TB2, в прошлом году подвергалась многочисленным бомбардировкам с помощью пилотируемой авиации и БЛА Объединенных Арабских Эмиратов, пока турки развернули в районе боевых действий зенитные ракетные комплексы MIM-23 Hawk. Рейды над Мисуратой прекратились в 2020 году. Вероятно, ОАЭ опасались, что в случае поражения огнем ЗРК их самолетов захваченные в плен пилоты могли в измученном виде появиться в Facebook», — сказал он.
Тем не менее 4 июля истребители вновь атаковали авиабазу Аль-Ватия, причем сразу после того, как Турция развернула там зенитные ракетные комплексы MIM-23 Hawk.
«Звуки полета самолета и бомбо-штурмовых ударов, которые очевидцы слышали над Себхой на юго-западе Ливии, дают основание полагать, что самолет вылетел из Египта, а затем направился в Ливию через пустыню Сахару, чтобы не быть замеченным средствами разведки фрегатов ВМС Турции, находящихся у ливийского побережья», — полагает Харчауи.
«Мог ли этот самолет быть египетским истребителем Rafale? Самолеты, как таковые, безусловно, хороши, но у египетских пилотов, скорее всего, недостаточно опыта для такой высокоточной работы. То, что это были французские пилоты, летающие на египетских Rafale, маловероятно. В случае захвата в плен пилота одного из самолетов последствия будут достаточно неблагоприятны. Скорее всего, это были Mirage 2000 Объединенных Арабских Эмиратов», — размышляет Харчауи.
Из всех стран Персидского залива ВВС ОАЭ лучше других могут выполнить такого рода миссию — у них есть боевой опыт, добавил Барри.
Тем временем Африканское командование ВС США (USAFRICOM) сообщило в конце мая, что на фотоснимках космических аппаратов детальной фоторазведки видно, что российские самолеты прибывают в Ливию для поддержки формирований Халифы Хафтара.
Этим летом интенсивность ведения боевых действий в Ливии существенно уменьшилась.
Формирования фельдмаршала Хафтара отступают из окрестностей Триполи и занимают позиции для борьбы за прибрежный город Сирт, который играет ключевую роль в контроле над торговлей ливийской нефтью.
В настоящее время авиабаза Аль-Ватия уже отремонтирована и снова функционирует в полном объеме после авианалета в июле. Турция, возможно, рассматривает возможность размещения там своих F-16, что обеспечит ей плацдарм для боевого применения своих истребителей в Ливии, пишет Defense News.
Однако передислокация и боевое применение самолетов американской постройки зависит от Соединенных Штатов.
«Гражданская война в Ливии стала тем конфликтом, где противоборствующими сторонами весьма широко применялись беспилотные авиационные системы. Одним из выводов по промежуточным итогам действий в Ливии является то, что существовавшее долгое время положение в мире в области беспилотных систем, которое могло быть фактически названо дуополией США и Израиля, ушло в прошлое», — пояснил «Газете.Ru» главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
По мнению специалиста в сфере беспилотной техники, на мировой арене появилось несколько новых игроков, которые активно разрабатывают и массово производят БЛА, предназначенные не только для поставок в национальные вооруженные силы, но и для экспорта. Причем последнее иногда превалирует.
Как подчеркнул Денис Федутинов, в число основных мировых разработчиков и поставщиков беспилотных систем несколько лет назад вошел Китай. За последующие годы он только укрепил свои позиции и сейчас, обойдя Израиль, будет соперничать с США за первенство. Успехи на международном рынке объясняются прежде всего лояльностью китайских властей в вопросах поставок подобной техники, что контрастирует с жесткими ограничениями на продажу систем БЛА, существующими в тех же США. Кроме того, беспилотные системы, сделанные в КНР, несмотря на имеющийся проигрыш в техническом плане, существенно выигрывают по сравнению с продукцией американских и израильских разработчиков в стоимости.
«Ранее чуть ли не единственной стороной, применяющей беспилотные летательные аппараты в ходе боевых действий, были Соединенные Штаты. Но их БЛА наносили удары в основном по бандформированиям, вооруженной борьбы с высокотехнологичным противником США не вели», — рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в Главном штабе Воздушно-космических сил.
Однако, отметил генерал, начиная с Сирии, а теперь уже и в Ливии в вооруженную борьбу наряду с БЛА в полном объеме включились как все рода сил авиации, так и средства противовоздушной обороны. В частности, в боевых действиях принимают участие достаточно высокотехнологичные зенитные ракетные комплексы.
И, как указал собеседник издания, в ходе военного конфликта в Ливии нарабатывается принципиально новый опыт боевых действий, причем несмотря на сравнительно небольшой боевой и численный состав противоборствующих сторон. И этот опыт может уже достаточно много изменить как в подходах к созданию новых образцов вооружения и техники, так и в формах и способах ведения вооруженной борьбы.
Как оказалось, беспилотные летательные аппараты являются весьма эффективным средством борьбы с зенитными ракетными комплексами, причем даже последних поколений, сообщил источник «Газеты.Ru».
И это уже качественно иная ситуация на полях сражений. Впору говорить о боевых действиях нового типа в воздушной сфере. Это подвигает разработчиков на создание новых средств борьбы с БЛА, в частности, лазерного оружия.
Казалось бы, зенитно-пушечные ракетные комплексы являются очень эффективным средством борьбы с БЛА и пилотируемой авиацией. Но Израиль в Сирии и Турция в Ливии продемонстрировали, что это, мягко говоря, не совсем так.
«В общем, ливийский военный конфликт, как это принято говорить, дает обильную пищу для размышлений и выводов», — заключил военачальник.