В конгрессе США назвали угрозой турецкие военные учения, в которых, среди прочего, были испытаны российские зенитные ракетные комплексы С-400 и американские истребители F-16 Fighting Falcon.
«Нацеливание» С-400 на истребители в ходе маневров, прошедших в конце прошлого года, «взбесило» ряд американских конгрессменов, которые заявили, что это является косвенной угрозой как США, так и другим странам, имеющим на вооружении F-16, пишет издание Defense News.
Два дня назад четыре ключевых члена конгресса США незаметно заморозили почти на два года все основные продажи американского оружия Турции. Таким образом американские депутаты пытаются надавить на Анкару, чтобы она отказалась от комплексов С-400.
Законодательные меры со стороны США стали еще одним признаком разрыва и постоянно ухудшающихся отношений между двумя союзниками по НАТО. Причем разрыва, который уже привел к исключению Турции из программы по производству истребителей 5-го поколения F-35.
Хотя точно не известно, сколько потенциальных продаж вооружения и военной техники было приостановлено, по крайней мере две важные американо-турецкие сделки находятся в настоящее время в подвешенном состоянии.
Речь идет о контракте на структурную модернизацию турецких истребителей F-16 и об экспортных лицензиях на вертолетные двигатели американского производства.
Двигатели необходимы Турции для завершения работ общей стоимостью $1,5 млрд, и от этих двигателей зависит финальная продажа ударных вертолетов Пакистану.
Если конгресс США приостанавливает продажу основных видов вооружения, таких как танки, самолеты и корабли, обычно это делается для того, чтобы осудить конкретные военные или политические действия той или иной страны.
В прошлом месяце в конгресс США был внесен законопроект о введении санкций против Турции из-за закупки С-400. Инициаторами внесения на обсуждение документа под названием «Закон о противодействии экспорту российских вооружений» выступили Абигейл Спанбергер, Майкл Маккол и Адам Кинзингер.
Вашингтон может признать этот контракт между Москвой и Анкарой «существенной сделкой», а значит он подпадет под закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA).
Покупка С-400 показывает, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган бросает вызов Западу и хочет сделать свою страну «автономной глобальной державой», писал в этой связи Bloomberg.
Со своей стороны руководитель Управления оборонной промышленности Турции Исмаил Демир заверил, что Турция не допустит утечки никаких конфиденциальных данных, связанных с С-400.
«Россия выразила обеспокоенность по поводу [безопасности] данных об С-400, Турция обязуется защищать эту информацию», — сказал Демир.
Санкции США не нарушат контракта Москвы и Анкары — его исполнение уже началось, заверил первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
На фоне всего происходящего сенатор-республиканец Джон Тьюн предложил купить у Анкары ЗРК С-400 для того, чтобы устранить разногласия Вашингтона с турецким государством по данному вопросу.
При этом он отметил, что в случае реализации соглашения Турция не должна на вырученные средства приобретать военное оборудование, несовместимое с требованием НАТО.
В ответ на это директор Четвертого Европейского департамента МИД России Юрий Пилипсон указал, что в Москве подобное заявление расценили как шантаж или даже откровенную угрозу, которые были применены вместо честного диалога.
«Вашингтон патологически не приемлет проведение кем-либо подлинно независимой, сообразно собственным интересам, внешней политики — будь то Россия или даже ближайшие союзники по НАТО», — подчеркнул представитель российского внешнеполитического ведомства.
Договор на поставку четырех дивизионов российских ЗРК был заключен между Москвой и Анкарой в декабре 2017 года. Стоимость контракта составляет $2,5 млрд, 55% из которых покроет российский кредит на поставку в Турцию С-400, рассказывал глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
ЗРС С-400 «Триумф» может поразить самолеты стратегической и тактической авиации, а также баллистические ракеты, гиперзвуковые цели и другое оружие воздушного нападения.
Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ), с 2015 по 2019 год сумма оружейных сделок между Соединенными Штатами и Турцией составила почти $1 млрд.
За это время Анкара вошла в топ-20 покупателей американского оружия, приобретая самолеты и ракеты. Турецкие военные в настоящее время проявляют интерес к учебно-тренировочным вертолетам.