Члены палаты представителей и сената американского конгресса в середине декабря подписали оборонный бюджет США на 2020 год. Его размер составляет $738 млрд. Предполагается, что на базовые нужды Пентагона государство выделит $635 млрд. Еще $71,5 млрд должны уйти на продолжение военных операций в Афганистане, Сирии, Йемене и противодействие террористам в других странах. Остальные $31,5 млрд отправят на поддержание боеспособности и модернизацию ядерного оружия по линии министерства энергетики США. Последняя сумма включает и другие затраты в сфере обороны.
Законодатели также увеличили на $734,4 млн расходы на так называемую Европейскую инициативу сдерживания — программу по «противостоянию агрессии со стороны России в регионе».
Она проводится за счет «восстановления передового американского военного присутствия» на европейском континенте и наращивания военного потенциала партнеров.
Политики не обошли стороной и экономические отношения непосредственно с самой Россией. Они решили продлить эмбарго на прямое сотрудничество с Москвой в военной области и запретили американскому правительству признавать Крым российской территорией. Помимо этого, законодатели обязали администрацию страны ввести санкции против российских газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», объясняя это стремлением обеспечить европейскую энергетическую безопасность.
В прошлом году военные расходы Вашингтона составили $716 млрд. Американская сторона намерена увеличивать финансирование своей обороны с каждым годом: на 2021-й уже запланирован рост до $740 млрд.
Такая тенденция вполне объяснима, учитывая, что в США регулярно на разных уровнях заявляют об отставании от России в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В очередной раз такое заявление сделал министр обороны США Марк Эспер на форуме по безопасности в Калифорнии 8 декабря. По его словам, Вашингтону приходится нагонять Москву в разработке гиперзвукового оружия, а для этого в дело идет «каждый доллар».
«Мы сделали паузу в этой технологии несколько лет назад, когда мы явно лидировали, и теперь мы играем в догонялки. Министерство обороны вкладывает каждый доллар, который мы физически можем использовать, для достижения конкурентного преимущества в области гиперзвукового оружия», — отметил глава оборонного ведомства.
Как объяснил «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев,
в США довольно часто «раздувают» идею «российской угрозы», потому что это увеличивает финансирование обороны.
«Там говорят, что Россия запускает невиданные подводные лодки, новейшие системы, которых нет ни у кого. Соответственно, нужно выделять деньги на развитие промышленности государства, чтобы не отставать», — подчеркнул Ознобищев.
По словам эксперта, вся история развития вооружений свидетельствует, что долговременного преимущества у какого-либо государства не бывает. Он напомнил, что сначала лидерство было за США, в 1970-е годы был паритет, а два года назад президент России Владимир Путин рассказал в послании Федеральному собранию о системах, которых в США нет.
Это послание долгое время активно обсуждалось в западных СМИ и среди зарубежных политиков. На нем глава государства презентовал ракетный комплекс «Сармат», подводные беспилотники, крылатую ракету с ядерной энергоустановкой, авиационный ракетный комплекс «Кинжал», лазерное и гиперзвуковое оружие.
Российский лидер подчеркнул, что такого оружия нет ни у кого, а когда появится, «наши ребята придумают что-то новое».
Именно таким образом работает механизм гонки вооружений, замечает Сергей Ознобищев. «Когда в России говорят о новейших вооружениях, которых ни у кого больше нет, это становится стимулом для США развивать свои вооружения. В любом случае появление нового оружия — это повод для начала гонки вооружений. И она постоянно преследует развитие ядерных держав. Таким образом обеспечивается механизм этой самой гонки вооружений: одни создают что-то новое, другие догоняют — и так постоянно», — уточнил он.
В России при этом решили изменить подход к финансированию ОПК. Как сообщалось в сентябре, количество выделяемых на национальную оборону средств в 2020 году сократится на 110,1 млрд руб. — с 3,21 трлн руб. до 3,1 трлн (почти $50 млрд). Но к 2022 году расходы увеличатся до 3,33 трлн рублей. Это обозначено в проекте федерального бюджета на 2020–2022 годы.
В то же время документ подразумевает увеличение ассигнования на национальную безопасность. Если в 2019 году на эти цели выделяли 2,23 трлн руб., то в 2020 году правительство предлагает увеличить расходы до 2,46 трлн руб., то есть на 225,1 млрд.
Российский президент в последнее время все чаще говорит о необходимости сокращения расходов на оборону и безопасность, объясняя это прохождением «пика модернизации».
В середине ноября на совещании в правительстве глава государства подчеркнул, что основные работы по смене военного оборудования и военной техники прошли.
Незадолго до этого Путин сообщил, что Россия тратит на нужды Минобороны уже менее 3% ВВП. Глава государства отметил, что в стране есть тенденция к дальнейшему сокращению и этих расходов. «Конечно, сокращение военного бремени — это чрезвычайно важно, это должно быть предметом нашего особого обсуждения на будущее», — сказал президент.
Сергей Ознобищев назвал такую политику вполне закономерной, поскольку ранее в России уже был взлет расходов на оборону, к тому же на это уходит очень много средств даже без учета скрытых расходов.
«Кроме того, раньше была политика «встать с колен», а теперь мы, видимо, с колен уже встали.
Раньше очень много говорили о Западе, об угрозе оттуда. Мы с колен поднялись — дальше надо сотрудничать. Расходы на оборону — уже не актуальная тема. Тезис «российская агрессия» нужно снимать, потому что это санкции, это экономика, а она у нас очень чувствительная», — считает эксперт.
Он назвал совершенно очевидным, что в одиночку никто не сможет поднять экономику, поэтому необходимо выходить на линию сотрудничества и взаимодействовать в этом вопросе с иностранными государствами.