Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил в интервью телеканалу «1+1», что Украина вступит в альянс. По его словам, с этим согласились все союзники.
«Черногория присоединилась к НАТО лишь два года назад, Северная Македония станет членом НАТО через несколько месяцев, и мы видели это раньше — после падения Берлинской стены. Польша, страны Балтии — никто даже в мечтах представить не мог, что они будут в НАТО», — напомнил Столтенберг.
Он пообещал, что военно-политический блок поможет Киеву усилить реформы и модернизировать общество, чтобы дать возможность стране вступить в организацию.
У генсека альянса уточнили, не оставит ли НАТО Украину «серой зоной» между Россией и Европой. В ответ Столтенберг напомнил, что эта страна — один из 40 партнеров альянса. «Для некоторых стран партнерство — это первый шаг к членству. Но для всех стран партнерство — это отношения с НАТО на постоянной основе. Следует понимать, что есть большая дистанция между статусом «никаких отношений» и «полноценное членство», — подчеркнул он.
По его словам, чтобы обеспечить полноценное членство Украины в блоке нужно подумать, что организация может сделать совместно с Киевом.
В конце прошлого месяца президент Украины Владимир Зеленский заявил, что его страна намерена ускорить подготовку к вступлению в НАТО. Государство готово на практике доказывать, что «заслуживает такого формата отношений», подчеркнул украинский лидер.
По его словам, Украина готова перейти на новый уровень сотрудничества с организацией, то есть присоединиться к программе расширенных возможностей альянса.
В этом контексте генсек альянса также обратил внимание на роль России в этом процессе. Он заявил, что не собирается слушать ее мнение: позиция Москвы по данному вопросу ничего не решает, поскольку не существует закона, который бы позволял стране влиять на процесс вступления других государств в НАТО. Столтенберг подчеркнул, что решение о вступлении Украины в организацию будут принимать 29 членов альянса.
Он напомнил о принятом в 2008 году решении, что Украина войдет в состав альянса после того, как проведет ряд преобразований в стране. «Украина однажды станет членом НАТО, и это решение остается в силе», — заверил он.
Заседание комиссии НАТО — Украина с участием Столтенберга, в рамках которого и обсуждался данный вопрос, прошло в Киеве 31 октября.
В итоговом заявлении комиссии указывалось, что Североатлантический альянс поддерживает решения, принятые на саммите в Бухаресте и последующих саммитах, касающиеся вступления Украины в военно-политический блок.
Этот вопрос поднимался еще во время встречи Столтенберга и Зеленского в Нью-Йорке, сообщил генсек НАТО 27 сентября. Он не назвал возможные сроки, но отметил, что двери организации остаются открытыми. По его словам, и Украина, и альянс должны сосредоточиться на реформах, укрепить украинские институты безопасности и обороны. Столтенберг подчеркнул, что НАТО «помогает Украине двигаться в сторону членства» в блоке.
Впрочем, на этом пути перед Киевом встает ряд нерешенных проблем, а одна из ключевых — внутренний конфликт. В ноябре прошлого года на это указывал внефракционный депутат Верховной рады, сопредседатель «Оппозиционной платформы — за жизнь» Юрий Бойко.
«Нас в НАТО никто не возьмет, есть пункт шестой устава: если в стране есть территориальный конфликт, она не может быть членом НАТО, ее туда не принимают. Мы должны сотрудничать с НАТО так же, как мы должны сотрудничать со всем миром, и брать лучшее, что у них есть», — сказал он во время выступления в парламенте.
Депутат Верховной рады Вадим Рабинович, в свою очередь, объяснял телеканалу NewsOne, что Украину не ждут ни в НАТО, ни в Евросоюзе, поскольку государство не соответствует стандартам этих организаций. «В НАТО нас никто не брал, не берет, и не будет брать. Об этом говорят на каждом углу, в том числе и руководители блока», — подчеркнул депутат.
Он также указывал на неразрешенные конфликты, из-за которых членство в военно-политическом блоке невозможно.
Сами заявления о существовании такой возможности Рабинович назвал враньем. К тому же, как он отметил, для вступления в альянс Украина должна будет вложить порядка $120 млрд, а в ближайшие 40 лет у государства таких средств не будет.