США все еще не могут избавиться от зависимости от российских ракетных двигателей РД-180, хоть и в последние годы вводят различные ограничительные меры против Москвы, пишет The National Interest.
В издании обратили внимание на особую важность, которую космос представляет для американских военных, разведки и экономики страны. В то же время большинство американцев не подозревают, что ВВС страны запускают в космос важные, с точки зрения национальной безопасности, объекты при помощи ракет с российскими двигателями.
Впрочем, уже к 31 декабря 2022 года военные Соединенных Штатов по закону будут обязаны прекратить использование РД-180.
В издании считают, что конгресс мудро поступил, решив заменить их американскими аналогами, поскольку тогда Вашингтон сможет избавиться от «опасной зависимости от неприятеля».
Как сообщают журналисты, в США уже отбирают двух поставщиков ракет-носителей американской сборки. В статье назвали это решение очень важным, поскольку оно повлияет на национальную безопасность и на космические запуски.
Вашингтон, предположительно, будет использовать российские двигатели как минимум до 2024 года или даже дольше. В закон могут ввести понятие «альтернативный носитель», если американский не будет готов к 2022 году, и единственными вариантами останутся двигатели российского производства.
Издание призвало Вашингтон не допускать отсрочки, так как дальнейшее промедление, по мнению автора, усиливает позиции Москвы и подрывает национальную безопасность США.
Двигатели РД-181 и РД-180 используют на ракетах Antares и Atlas-5. Первый контракт — почти на $1 млрд — стороны заключили в 1997 году. По нему Москва обязалась поставить Вашингтону 101 двигатель РД-180 для Atlas. Поставки РД-180 в США начались в январе 1999 года, и с тех пор Соединенные Штаты получили 116 таких двигателей. С июня 2015 года в Соединенные Штаты поставили 17 двигателей РД-181, а в 2019-2020 годах планируется отправить еще девять.
К настоящему моменту американские ракеты-носители Atlas-3 и Atlas-5 на двигателях РД-180 выполнили уже 85 полетов.
Несколько лет назад конгресс решил запретить использование этих двигателей после 2019 года, но затем отменил его, поскольку выяснилось, что свои двигатели в течение ближайших лет США не создадут.
Тогда консорциум ULA (United Launch Alliance) по просьбе Пентагона заказал у «Энергомаша» еще 20 РД-180. По имеющейся информации, ULA, с наибольшей долей вероятности, продолжит использовать двигатели российского производства примерно до 2024/25 года или даже до 2028 года.
Как объяснил РИА «Новости» генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, США выбрали и продолжают покупать ракетные двигатели у России, поскольку это лучшее предложение по соотношению «цена — качество».
«Вопрос многоразового использования ступеней ракеты космического назначения имеет не столько технический, сколько экономический смысл. Почему американцы возвращают ступени? Потому что их двигатели по сравнению с российскими стоят намного дороже. Кстати, именно этот факт объясняет успех наших двигателей РД-180 и РД-181 в США», — обратил внимание Рогозин.
Он напомнил, что эти двигатели покупают, несмотря на санкции, в том числе секторальные. Директор «Роскосмоса» уточнил, что из-за высокой цены на комплектующие американских ракет-носителей в Соединенных Штатах активно развиваются технологии многоразового использования ракетных ступеней.
Рогозин назвал экспорт российских двигателей в США взаимовыгодным проектом.
При этом, по его словам, Вашингтон покупает российские ракетные двигатели по завышенной в три раза цене, хотя их производство обходится относительно недорого.
Он также подчеркнул, что высокое качество РД-180 подтверждается их безаварийностью за всю историю эксплуатации. К тому же, они прошли сертификацию в США под пилотируемые пуски.
Вместе с тем 1 июля представитель пресс-службы ULA Джули Арнольд сообщила РИА «Новости», что при пуске ракеты-носителя Atlas-5 в 2018 году с российским двигателем РД-180 произошла нештатная ситуация.
Впрочем, по ее словам, она не отразилась на полете ракеты, полезную нагрузку вывели на расчетную орбиту.
«Во время пуска (ракеты Atlas-5) в 2018 году [положение] двигателя немного отклонилось от [заданного] командами [системы управления]. И, несмотря на нежелательность [отклонения], это не повлияло на выполнение [задач] пуска. Пуск был полностью успешным, и полезная нагрузка была выведена на расчетную орбиту», — сказала она.
Представитель пресс-службы не уточнила, в каком именно пуске Atlas-5 произошла эта ситуация, сославшись на требования заказчика. В прошлом году было выполнено пять пусков Atlas-5.